11:5829.06.12

Любишь кататься: регионы не торопятся компенсировать выпадающие доходы ОАО «СЗППК»

Любишь кататься: регионы не торопятся компенсировать выпадающие доходы ОАО «СЗППК»

Выпадающие доходы ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» от организации пригородных перевозок в ряде субъектов РФ, по итогам 2012 года могут составить более 900 млн рублей.
Вопросы компенсации выпадающих доходов перевозчиков от организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом обсуждались в рамках состоявшегося 26 июня заседания Северо-Западного межрегионального координационного совета (СЗМКС) под председательством начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова с участием начальника департамента по вопросам экономической политики аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимира Ловцова, руководителей Октябрьской, Северной, Калининградской железных дорог, представителей органов государственной власти субъектов РФ.
Ключевой проблемой организации транспортного обслуживания населения железнодорожном транспортом в пригородном сообщении остается невозмещение из региональных бюджетов выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний от государственного регулирования тарифов субъектами РФ в полном объеме.
В 2012 году бюджетами субъектов федерации, обслуживаемых ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», на возмещение выпадающих доходов перевозчика, как и в 2011 году, предусмотрены суммы значительно меньшие, чем требуется. Если сумма выпадающих доходов по итогам 2012 года может составить 905 млн рублей, то в бюджетах заложено всего 32,5 млн. Таким образом, потребность в дополнительных субсидиях составляет 872,5 млн рублей.
Значительные убытки ОАО «СЗППК» от организации пригородных перевозок в регионах с малым пассажиропотоком и высокой себестоимостью перевозок не позволяют компании направить доходы, получаемые в крупных железнодорожных узлах, на закупку современного подвижного состава, совершенствование системы контроля оплаты проезда и др.
В соответствии с заказами органов государственной власти ОАО «СЗППК» сохранила размеры движения пригородных поездов на уровне 2011 года, а в отдельных регионах даже увеличила их. При этом, органами государственной власти для населения установлены (или продлены с прошлого года) тарифы на проезд на уровне ниже заявляемого перевозчиком экономически обоснованного уровня.
В текущем году регулярно, на различных уровнях, в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО, а также на заседаниях Северо-Западного межрегионального координационного совета (последнее из которых состоялось 26 июня 2012 года), проводились совещания по вопросам организации пригородных пассажирских перевозок в субъектах федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. В ходе совещаний, со стороны железнодорожников, поднимается острая проблема возмещения из региональных бюджетов перевозчикам выпадающих доходов, вызванных государственным регулированием тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Для детальной проработки вопроса создана соответствующая рабочая группа, которую возглавил заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. В ходе заседания рабочей группы, которое состоялось в апреле текущего года, субъектам Российской Федерации было рекомендовано включение ключевых конкретных положений в части установления экономически обоснованных тарифов, определения расходов перевозчика, заключения безубыточных договоров при полной компенсации потерь доходов перевозчика. По инициативе ОАО «СЗППК» и с её участием проведены рабочие встречи с уполномоченными органами власти на территории каждого субъекта, определены меры, которые, однако, на сегодняшний день исполнены односторонне, только со стороны ОАО «СЗППК». Отсутствие решений органов государственной власти об установлении экономически обоснованного уровня тарифов и последующего участия в судьбе пригородных перевозок может привести к неизбежному сокращению размеров движения пригородных поездов.
Следует отметить, что органами государственной власти Тверской, Ленинградской и Вологодской областей вообще не предусмотрены средства в бюджетах на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний. К регионам, компенсирующим менее 10% убытков, относятся: Мурманская область - 7%, Республика Карелия - 7%, Новгородская область - 4%, Псковская область - 3%.
В тоже время важно отметить, что по запросу Республики Карелия, ОАО «СЗППК» восстановила курсирование высокоубыточных вагонов беспересадочного сообщения на участках: Ледмозеро - Юшкозеро, Суккозеро - Лендеры и Лодейное Поле - Янисъярви. Правительство Карелии, в свою очередь, запланировало проведение поправки в бюджет республики по увеличению субсидий пригородной компании, чтобы сократить выпадающие доходы перевозчика.
Готовность к конструктивному диалогу высказали и представители Мурманской области. Заместитель министра транспорта и связи Мурманской области Дмитрий Соснин предложил провести совместное совещание представителей ОАО «СЗППК» и правительства Мурманской области по вопросам возмещения выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа. Администрацией региона проведена большая работа по оценке документов по обоснованию экономически обоснованных расходов ОАО «СЗППК». В области завершено рассмотрение данных документов, выведена окончательная цифра. В настоящее время идет бюджетный процесс, и регион уже понимает, какие объемы ресурсов сможет заложить, в том числе на перевозки населения пригородным железнодорожным транспортом. Представители региона готовы к предметному разговору, обсуждению цифр и вариантов решения проблемы, выпадающих доходов перевозчика.
* * *
На сегодня вся нормативная база, которая регулирует установление тарифов в сфере пригородных перевозок, на федеральном уровне создана и принята.
Таким образом, проблема состоит в том, что в транспортной политике некоторых регионов отсутствует должное внимание железной дороге. Несмотря на то, что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5% до 30% в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется всего от 0,1% до 0,7% денежных средств из бюджетов этих субъектов РФ.
ОАО «РЖД» предлагает откорректировать региональные бюджеты и предусмотреть в них средства для устойчивого и безубыточного осуществления пригородных перевозок, поскольку отказ региональных властей субсидировать выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний чреват тем, что завтра пригородные компании не будут иметь средств, чтобы расплатиться за аренду подвижного состава и выплатить зарплату. Железнодорожные пригородные пассажирские перевозки будут остановлены. Величина накопленных непокрытых убытков ряда пригородных компаний дает основания объявить их банкротами.
Пригородные компании в настоящее время проводят активную работу по достижению понимания субъектами своей ответственности. Однако любая работа, которую они со своей стороны решают для оптимизации расходов, наталкивается на несогласие местных органов власти.
Не найдя понимания со стороны ряда региональных властей, пригородными пассажирскими компаниями уже подготовлены пакеты документов на начало арбитражного рассмотрения их претензий по компенсации выпадающих доходов. Первые судебные иски будут поданы компаниями уже в июле-августе 2012 года, сообщает служба корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Поделиться: