09:3803.07.12

Яхта «Апостол Андрей» отправляется из Шлиссельбурга в Арктику по маршруту пропавших экспедиций Седова и Русанова

Яхта «Апостол Андрей» отправляется из Шлиссельбурга в Арктику по маршруту пропавших экспедиций Седова и Русанова

В июле-августе яхта пройдет по маршруту: Беломорканал - Мурманск - Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - западное побережье Таймыра - Шлиссельбург. Также «Апостол Андрей» будет проводить топографическую маркировку местонахождения находок по следам экспедиций Владимира Русанова и Георгия Седова и испытает работу новой навигационной системы, сделанной петербургскими учеными, сообщил капитан яхты Николай Литау. А именно - в предстоящей экспедиции экипаж яхты будет тестировать спутниковый навигатор «Интеграция», разработанный в Петербурге Российским институтом радионавигации и времени (РИРВ). Впервые навигация в высоких широтах (выше 82 градусов северной широты) будет осуществляться с помощью спутникового навигатора российского производства.
«Мы оснащены достаточно серьезно: приборы GPS, навигационная аппаратура... Но нам любопытно посмотреть, как это будет работать, хотим испытать отечественное оборудование, тем более, сложилось так, что наш главный навигационный прибор американского производства отработал 15 лет и недавно вышел из строя», - рассказал Литау.
С научной точки зрения эксперимент с навигационным оборудованием должен показать, как работает совмещенная многоканальная навигационная аппаратура. Этот опыт позволит проверить на практике гипотезу о более высокой точности получения координат судна с помощью ГЛОНАСС, в отличие от GPS, заявил пресс-секретарь РИРВ Юрий Купин.
«Преимущество при использовании ГЛОНАСС в полярных широтах в том, что, в отличие от спутников GPS с экваториальной орбитой, спутники ГЛОНАСС с орбитой вблизи полярного круга дают лучший прием корректирующего сигнала в Арктике и Антарктике - за счет того, что имеют склонение орбиты ближе к полюсам Земли», - пояснил Купин.
Он добавил, что пока системы ГЛОНАСС не слишком хорошо работают в Арктике, но в перспективе предполагается, что они будут работать гораздо точнее GPS. Уже сейчас новая система может выдавать координаты судна в море с точностью до одного метра.
«Проверке будет подвергнуто также качество приёма навигационного сигнала от импульсно-фазовой навигационной системы «Чайка» и LORAN-C, активно используемой на Скандинавском и на Кольском полуострове, а также качество приёма сигнала в европейском формате EUROFIX и корректирующей информации от средневолновых морских радиомаяков», - сообщил Купин.
В 1998 году «Апостол Андрей» первой из отечественных яхт прошла Северным морским путем, в сложнейших ледовых условиях. В этом году судно ждет уже шестая арктическая навигация, отметил Литау, и посвящена она будет пропавшим экспедициям Георгия Седова и Владимира Русанова, вышедшими сто лет назад в Арктику на парусниках «Святой великомученик Фока» и «Геркулес».
«Наша задача - не искать пропавшие экспедиции, поскольку их кто только не искал. Мы хотим просто вспомнить этих людей, пройти их маршрутами. Тем более, в этом году исполняется сто лет, как Русанов был на Шпицбергене и установил там 28 заявочных столбов для добычи каменного угля. Он был серьезный исследователь», - сказал Литау.
В Арктику на «Апостоле Андрее» пойдет экипаж, состоящий из шести человек. Автономность плавания яхты - два месяца.
«В своей жизни эта яхта прошла три кругосветки: через Севморпуть, канадскую Арктику, обогнув Антарктиду. Более 100 тысяч морских миль пройдено в этих кругосветках. Восемь раз «Апостол Андрей» пересекал экватор. Потом мы три года стояли, а теперь снова ходим в море», - рассказал Литау.
Два раза «Апостол Андрей» терял руль, вспоминает капитан. Один раз - у острова Кергелен в Индийском океане, а второй раз - в море Росса у западной Антарктиды.
«Обломилось перо руля, и мы по месяцу выходили из тех широт. Одну из каютных дверей сняли и ее приспособили, чтобы подруливать. Три раза теряли винт», - пояснил Литау.
Планы на следующий год у яхтсменов уже есть. В 2013 году исполняется 100 лет со дня открытия Северной Земли экспедицией под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». И если в этом году внимание экипажа «Апостола Андрея» сосредоточено на восточной Арктике, то в следующем году курс будет проложен на запад - к берегам крупнейшего архипелага, открытого в 20 веке.
Двухмачтовая яхта «Апостол Андрей» была заложена 1 июля 1993 года в Твери, принадлежит клубу «Приключение» путешественника Дмитрия Шпаро. Длина яхты - 16,2 метра, ширина - 4,8 метра, осадка - 2,7 метра, водоизмещение - 25 тонн. Общая площадь парусов - 130 квадратных метров, максимальная скорость под парусами до 12 узлов, сообщает www.ria.

Поделиться: