10:2805.07.12

Черепахи на рельсах: средняя скорость грузовых составов РЖД ниже скорости велосипедиста

Черепахи на рельсах: средняя скорость грузовых составов РЖД ниже скорости велосипедиста

Прошлой осенью на российских железных дорогах случился кризис: грузоотправители не получали вагоны в срок, парк был, но на сети его было столько, что РЖД не справлялась. Средняя скорость составов снизилась почти на треть по сравнению с докризисными показателями, говорили частные операторы. Но РЖД точную статистику не раскрывала: такие цифры компания приводит только в годовых отчетах.
Согласно отчёту, опубликованному вчера на сайте РЖД, в 2011 году «участковая скорость» системы составила 37,1 км/ч. Это средняя скорость передвижения грузовых вагонов между станциями - без учёта операций по погрузке/разгрузке и проч., объясняет представитель компании. В 2010 году тот же показатель составлял 41,2 км/ч, в 2009-м - 41,6 км/ч, отмечается в отчете. А средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях снизилась в прошлом году на 27 км/сутки - до 247 км (т. е. до 10,3 км/ч). В Китае, к примеру, этот показатель - 62 км/ч.
Главная причина снижения скорости - износ локомотивов, который составляет 74,9%, отмечается в отчете РЖД. Ещё один фактор - износ инфраструктуры, добавляет представитель РЖД (причем и то и другое за редким исключением - в собственности госкомпании). А третья причина, по словам собеседника, состоит в том, что выстроенная еще при СССР система не рассчитана на работу почти 2000 операторов (об этом РЖД заявляла еще во время осеннего кризиса). Пока РЖД была главным собственником вагонов, только она решала, когда и куда они должны идти, но к середине 2011 года монополия лишилась почти всего парка, и вагоны стали мешать друг другу.
РЖД продолжает настаивать, что нужен закон, по которому частные операторы должны отдавать ей вагоны - как минимум для перевозки тех грузов, которые никто не хочет везти, или для тех регионов, где никто не хочет работать.
Снижение скорости грузовых составов негативно влияет на деятельность операторов: на перевозку определенного объема груза требуется большее количество вагонов, что снижает эффективность компаний.
Теряют не только операторы, но и грузоотправители. К примеру, в сентябре руководители «Мечела» заявляли, что компания не может вывезти уголь и концентрат на 660 млн долларов. Претензии к РЖД из-за срывов срока поставки в 2011 году выросли почти втрое.
Есть мнение, что скорость грузовых составов снижается из-за отсутствия нормальной диспетчеризации в РЖД. Операторам приходится покупать новые вагоны, но это не ускоряет перевозки: сейчас в России и СНГ задействовано 1,5 млн вагонов, в 1,5 раза больше, чем в 1988 году, но объём перевозок составляет лишь около 1,5 млрд тонн (против более 4 млрд тонн в 1988-м). Для сравнения: в США и Канаде задействовано около 700 тысяч вагонов, которые перевозят почти 3 млрд тонн, пишут «Ведомости».

 

 

Поделиться: