09:4309.07.12

Нефтяной коэффициент: Госдума приняла в первом чтении новое бюджетное правило

Нефтяной  коэффициент: Госдума приняла в первом чтении новое бюджетное правило

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предлагающий внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета. Документом предлагается установить с 1 января 2013 года новое бюджетное правило, касающееся использования нефтегазовых доходов, формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Новое бюджетное правило базируется на использовании понятия базовой цены на нефть, на основании которой определяется предельный объём расходов федерального бюджета. В документе предусмотрено применение специального механизма использования нефтегазовых доходов. Так, если цена на нефть превышает базовую цену, дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда или на замещение источников финансирования дефицита бюджета по решению правительства РФ. Если прогнозируемая цена нефть окажется ниже базовой, тогда средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита бюджета в объеме недостающих нефтегазовых доходов.
После достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов). Объем расходов бюджета на очередной финансовый год будет определяться как расчетная сумма планируемых доходов бюджета без учета дополнительных нефтегазовых доходов и расчетного дефицита бюджета, который не должен превышать 1% от ВВП. Кроме того, предусмотрены исключения из правила на 2013-2014гг., когда корректироваться могут только условно распределенные расходы.
Новое бюджетное правило, в частности, предусматривает, что при формировании бюджета РФ цена на нефть с 2013 года будет рассчитываться исходя из ее средней цены за последние пять лет с постепенным доведением этого периода до 10 лет. Кроме того, предусмотрено дополнительное условие, согласно которому при значительном снижении стоимости нефти базовая цена, исходя из которой будет рассчитываться предельный объем расходов, будет приниматься равной средней цене за трехлетний период.
Предпосылкой для установления специального правила управления нефтегазовыми доходами служит сочетание важной роли, которую играет в российской экономике добыча и экспорт углеводородов, с непредсказуемыми колебаниями их цен. В настоящее время нефтегазовый сектор обеспечивает примерно 2/3 российского экспорта, что составляет примерно половину поступлений в федеральный бюджет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры и, прежде всего, динамики мировых цен на нефть, говорится в сопроводительных документах к законопроекту.
Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов попросил депутатов Госдумы рассмотреть в первом чтении законопроект о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты в части использования нефтегазовых доходов бюджета РФ до завершения весенней сессии, а во втором и третьем чтениях - до 20 сентября 2012 года, чтобы закон о бюджете на 2013-2015гг. был принят уже в рамках нового бюджетного правила. До 1 сентября этого года правительство должно предоставить в бюджетный комитет поправки ко второму чтению. По мнению главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, принимать закон сразу в трех чтениях не желательно еще и потому, что необходимо предоставить регионам возможность внимательно ознакомиться с текстом законопроекта, сообщает РБК.

Поделиться: