11:1309.07.12

Принятый ГД закон о Севморпути сам по себе можно оценить положительно, Алексей Тюкавин

Принятый ГД закон о Севморпути сам по себе можно оценить положительно, Алексей Тюкавин

Государственная Дума России приняла в третьем чтении законопроект, регулирующий торговое мореплавание на Северном морском пути. Главная новация состоит в появлении единого хозяина Пути - его администрации. Законопроект также не предусматривает взимания платы за факт прохождения Севморпути, но ситуацию могут изменить подзаконные акты.
Начальник Севера
Если ранее было не вполне ясно, кто же является единым «хозяином» Пути - то ли «Атомфлот», то ли Минтранс, то теперь определено, что таковым становится администрация Пути, которая должна быть создана в форме федерального казенного учреждения. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росморречфлоте, в настоящее время документы, конкретизирующие процедуру создания администрации CМП и ее местонахождение направлены на рассмотрение в министерство транспорта. Содержание документов не раскрывается до их окончательного согласования. Отметим, что за звание «столицы» Северного морского пути боролись два основных претендента - Мурманск и Архангельск. Впрочем, ни тот, ни другой город географически не входят в границы Пути, которые также обозначаются в законе (от Карских ворот до Берингова пролива). 
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования, ему еще предстоит пройти Совет Федерации и рассмотрение президентом. Таким образом, он будет действовать уже к следующей навигации по Севморпути.
В соответствии с опубликованным текстом законопроекта в третьем чтению, в функции администрации войдет приём и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, а также другие функции, свойственные администрациям морских бассейнов, с полным перечнем которых можно ознакомиться в тексте законопроекта на сайте ИАА «ПортНьюс».
Дьявол спрячется в деталях?
Основной вопрос, который волнует бизнес, состоит в том, будет ли взиматься плата за факт использования Северного морского пути. В опубликованном тексте законопроекта говорится лишь о том, что разрешение на прохождение трассами пути выдается при соблюдении судном международного и российского законодательства и наличии страхования ответственности за возможный ущерб. При этом администрация Пути лишь выдает рекомендации об использовании ледокольного флота и услуг соответствующих лоцманов. Плата за эти услуги определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации. Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг. 
Однако остается открытым вопрос, за счёт каких средств будет окупаться содержание самой администрации и ее расходов по поддержанию инфраструктуры - это будут чистые расходы бюджета? 
Ведь плата за ледокольную проводку идет к тем организациям, которые ее оказывают - в данном случае к ФГУП «Атомфлот». Не исключено, что через подзаконные акты плата за ледокольную проводку будет взиматься непосредственно администрацией, но тогда между «Атомфлотом» и пользователем Пути появится посредник, что, скорее всего, приведет к повышению стоимости проводок. А ведь именно их величина в настоящее время является одним из главных факторов, сдерживающих развитие судоходства арктическими трассами.
Более того, уже сейчас компании, которые намерены регулярно использовать Северный морской путь, стремятся к оперированию собственным ледокольным флотом, а значит они вообще не будут оплачивать услуги по ледокольной проводке или будут, но минимально.
Ярким примером является «Норильский Никель», который имеет собственный арктический флот, способный обходиться без услуг ледоколов «Росатома». Арктический флот строится и по заказу «Совкомфлота», который будет предоставлять его соответствующим компаниям, планирующим работать на северных месторождениях (арктические газовозы для «GazpromGlobal LNG», которые предназначены, в том числе, для работы на Штокмане). 
Между тем, в России выделяются большие бюджетные средства на строительство новых мощных арктических ледоколов, в том числе атомного мощностью 60 МВт, который станет крупнейшим в мире, о чем более подробно мы писали ранее. Окупятся ли эти затраты с учётом вышеозначенных тенденций?
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, ранее работавший в «Норильском Никеле», для ответа на эти вопросы следует дождаться выхода конкретизирующих подзаконных актов, но в целом принятие закона можно оценить положительно. «Принятый Государственной Думой в третьем чтении законопроект, регулирующий вопросы управления судоходством на Северном морском пути, сам по себе можно оценить положительно. Ведь теперь становится понятным, кто на Севморпути главный, что облегчает работу и бизнесу, и органам власти.  Безусловно, закон будет способствовать развитию и Мурманской области как региона, через морские порты которого осуществляется перевалка значительных объемов грузов, перевозимых по трассе Севморпути. В нашем порту Мурманск базируются и основные судовладельцы, участвующие в таких перевозках: «Атомфлот», Мурманское морское пароходство, транспортный флот Норильского никеля и другие», отметил Алексей Тюкавин.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:18Школьники Заполярья попробовали себя в роли спасателей и пожарных

20:26Евро подешевел до 69,26 рубля, а доллар подорожал до 58,22

19:21С начала года на дорогах Заполярья сбили 31 ребёнка

18:16Среди сотрудников силовых структур Заполярья выбрали лучших стрелков

17:45Мурманский судоводитель ответит в суде за небезопасную перевозку пассажиров

17:11В аэропорту «Мурманск» задерживается рейс в Москву

16:46В оленегорском кафе девушка украла с чужого столика телефон

16:28В Мурманске торжественно открыли мемориальную доску Виталию Витману

16:12Мурманчанина в поезде обокрала попутчица из Петрозаводска

15:48Врачей-ординаторов в Мурманской области поддержат рублём

15:30В Заполярье бухгалтер «управляшки» зарабатывала на подделке документов

15:14Мурманскую область изучают для создания полигона радиоактивных отходов

15:00Прокуратура Ковдора нашла сайт по продаже военных билетов

14:42Ракетные крейсеры Северного флота провели учения со стрельбой

14:27У жителей Мурманска нашли переделанные пистолеты

14:10С начала года в Мурманской области из-за пожаров погиб 21 человек

13:52Жительница Мурманска получила 2,5 года колонии за кражу денег у пенсионера

13:36В краеведческом музее Мурманска откроют выставку «Василий Теркин»

13:20В Мурманске администратор ресторана порвал паспорт ветерана войны

13:06Корабельная ударная группа Северного флота уничтожила сверхзвуковые ракеты - учения

12:51Житель Мурманска вынес из квартиры коллеги телефон и деньги

12:27Из-за ремонтных работ в Мурманске ограничат движение на четырёх улицах

12:10Тратившему чужие миллионы разбойнику из Полярного дали 8 лет колонии

11:53На дорогах Заполярья за день произошло более 1500 нарушений ПДД

Все новости