11:4724.07.12

Дорогой километр: владельцам фур придётся раскошелиться за проезд по федеральным трассам. А потом раскошелятся и все россияне

Дорогой километр: владельцам фур придётся раскошелиться за проезд по федеральным трассам. А потом раскошелятся и все россияне

Уже со следующего года владельцев автомобилей с полной массой более 12 тонн обяжут платить по 3,5 рубля за каждый километр проезда по федеральным трассам. Введение такого сбора может привести к существенному росту транспортных тарифов. В настоящее время схожая «подать» уплачивается за проезд тяжеловесной техники, нагрузка на ось которой превышает установленные лимиты. Формально налогом она не является, а призвана лишь компенсировать ущерб, наносимый дорожному полотну. Высшие судебные инстанции признали уплату такого сбора законной.
От платы за «перегруз» освобождаются только автобусы, военная техника и автомобили со спецсигналами. Как и существующий сбор для «тяжеловесов», плату за проезд по федеральным трассам планируется пустить на содержание и ремонт этих автобанов.
Чистый дисконтированный доход бюджета от такого «дорожного налога» оценивает с Минтрансом в 413 млрд рублей в год. Предполагается, что платить его будут как российские, так и зарубежные компании, чьи большегрузы колесят по российским дорогам.
По оценкам Минтранса, расходы типового автотранспортного предприятия на уплату «дорожного налога» не превысят 0,5%. Более того, многие из них смогут, наоборот, сократить издержки за счет сокращения числа ДТП, вызванных неудовлетворительным состоянием дорожного полотна.
В то же время в транспортном ведомстве не исключают и негативных последствий. Среди них - уход с рынка мелких и средних автоперевозчиков, сокращение международного транзита, а также введение для российских грузоперевозчиков ответных дискриминационных мер в зарубежных странах.
Однако все эти последствия оцениваются как несущественные. «Размер платы в европейских странах уже сейчас составляет в среднем 8,2 рубля за 1 км пройденного пути по автомобильной дороге», - аргументируют свою позицию в Минтрансе.
«Дорожный налог» может привести к росту транспортных тарифов. Так, стоимость доставки 4 тонн груза из Петербурга в Москву сейчас составляет от 15 тысяч до 20 тысяч рублей. Такой груз уместится в «КамАЗ-4326» (снаряженная масса более 8 тонн), но его владельцу придётся заплатить за проезд почти 2,4 тысячи рублей, то есть до 16% дохода.
«Новые сборы вводятся, а качество автодорог остается неизменным», - констатирует глава местного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Дацюк. Он предполагает, что новый сбор будет способствовать переходу на грузовики с полной массой до 12 тонн.
Не вполне понятен бизнесменам и механизм уплаты сбора. Предполагается это делать с использованием ГЛОНАСС, но оплата трафика передачи данных в единый центр Минтранса опять же возлагается на перевозчиков. Все это ставит российские компании в неконкурентные условия с перевозчиками других стран (в том числе Польши и Украины).

Поделиться: