13:3725.07.12

ВМФ РФ и ВМФ США - 1 к 10: России давно пора заняться обновлением флота военных и гражданских судов, Валентин Пашин

ВМФ РФ и ВМФ США - 1 к 10: России давно пора заняться обновлением флота военных и гражданских судов, Валентин Пашин

- Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает трех-, четырехкратное увеличение средств на обновление военной техники - 5 трлн рублей на 10 лет, - рассказывает Валентин Пашин, научный руководитель НИИ имени Крылова. - Выделяются беспрецедентные средства на перевооружение предприятий. Завершается постройка новых головных кораблей. Но не спешите аплодировать. Нынешнее состояние российского ВМФ и судостроительных предприятий вызывает серьезную озабоченность. По количеству и качеству состав морских сил общего назначения снизился до минимального уровня. Пополнение морских стратегических ядерных сил затягивается. Сроки постройки кораблей не удовлетворяют флот. Много претензий к стоимости головных кораблей и их качеству. В период своего расцвета (до середины 1980-х) наша судостроительная промышленность обеспечивала годовой выпуск морской техники для ВМФ общим водоизмещением более 300 тысяч тонн, а гражданских судов - до 550 тысяч тонн грузоподъемности. В конце 1980-х у нас практически был паритет с США. Из совокупного мирового тоннажа военно-морского флота по одной трети принадлежало Советскому Союзу и США, треть - всем остальным.
У нас были прекрасные разработки. Мы первыми применили крылатые ракеты на подводных и надводных кораблях, превзошли всех в скорости и глубине погружения подводных лодок. Наши корабли всегда отличались хорошими скоростными качествами, надежностью корпусных конструкций. Наработанных мощностей хватило почти на 20 лет.
Сегодня наш оборонный потенциал в соотношении с американцами - 1:10, а с учетом всех союзников США - 1:15. К 2020 году должно быть построено 100 кораблей и подводных лодок, в том числе: стратегические ПЛ (2-го типа), многоцелевые АПЛ, неатомные ПЛ (2-го типа), фрегаты (3-го типа), корветы (4-5 типов), десантные корабли (2-го типа), десантные вертолетоносцы и др. Предусмотрены крупные ремонты кораблей и подводных лодок. В постройке и ремонте находится свыше 50 типов. Примерно столько же приходится на гражданскую морскую технику. Для сравнения: «бедные американцы» планируют в 2011-2020 годах строить 5 типов боевых кораблей и 2 типа десантных. И все. Что из этого следует? Прежде всего, надо срочно закончить разработку долгосрочной программы военного кораблестроения (до 2040 года) с выделением этапа до 2020 года. При этом сокращать количество типов боевых кораблей и подводных лодок. Это позволит перейти к массовому строительству серийных единиц с твердо установленной ценой. Ведь создание головных кораблей обходится в полтора-два раза дороже, не говоря уже об увеличении сроков.
Другим обязательным условием должно стать прекращение заказа кораблей практически со 100-процентным оснащением новыми комплексами радиоэлектронного вооружения и оружием. Общепризнанным в мире считается такое оптимальное соотношение: до 20-30% новых разработок, остальное - из уже принятого на вооружение. Тем более в цене корабля доля комплексов РЭВ и оружия доходит до 70-80%. И, конечно же, необходимо упорядочить систему ценообразования и ужесточить дисциплину исполнения гособоронзаказа.
В 1980-х СССР занимал второе место в мире по количеству торговых судов, четвертое место в мире по их тоннажу (25,8 млн тонн). В 2000-х дедвейт (грузоподъемность) сократился втрое, а средний возраст 3898 судов под российским флагом вдвое выше, чем у заграничного флота. Больше половины их выработали срок эксплуатации.
Сегодня постройка судов на российских верфях дороже, чем на зарубежных. Нас «топит» устаревшее оборудование, технологическая отсталость. Не говоря уже о набивших оскомину налоговых и кредитно-финансовых обстоятельствах: у нас кредитные деньги «стоят» больше. Как быть?
Мы в институте, разрабатывая стратегию развития судостроения на долгосрочный период, просчитали вариант: а если российских судовладельцев с помощью дотации заинтересовать в размещении заказов на наших верфях? Наши суда дороже импортных примерно на 25-30%, и если эти 25-30% государство доплатит судовладельцам в качестве компенсации, выгода все равно очевидна. 200 тысяч человек, работающих в судостроительной отрасли, получат загрузку и достойную зарплату. Плюс налоги. Это и есть «принуждение к инновациям», только не административным путем, а экономическим.
В наступившем десятилетии необходимо построить 1400 единиц гражданского флота: от плавучих буровых платформ и морских комплексов для добычи полезных ископаемых на шельфе, ледоколов, танкеров и газовозов, рыбопромысловых и научно-исследовательских судов до морских и речных пассажирских и грузопассажирских скоростных судов и паромов, в том числе на воздушной подушке. В общей сложности на Программу развития гражданской морской техники судпрому до 2020 года выделено порядка 1,5 трлн рублей.
Говорить о том, что Россия уже готова к такому объему работ, пока рано, но идти-то к этому надо. К тому же есть типы судов, на которых исторически специализируется наш судпром. Это не только сухогрузы. У нас богатейшие традиции по постройке рыбопромысловых судов. Безусловно, мы конкурентоспособны в танкеростроении. Серии продуктовозов «Адмиралтейских верфей» тому подтверждение. Совсем недавно обозначилось перспективное направление: постройка газовозов типа LNG для перевозки сжиженного природного газа, особенно в высоких широтах, пишет www.trud.ru.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:20Движение транспорта ограничат в Североморске

20:15Курс евро уменьшился до 69,43 рубля, доллара - до 59,14

19:31Мурманского волчонка в центре «Велес» назвали Вольтом

18:40В Заполярье взрывотехники обследовали снаряд времен войны

18:12В Мурманске из-за прокладки электрокабеля ограничат движение

17:23Погода в августе на Кольском полуострове превысила на 3° климатическую норму

17:05Появилась программа поэтического фестиваля «Табуретка»

16:46В Североморске на мысе Алыш тождественно поднимут флаг России

16:28Участники экоквеста собрали в Мончегорске более 2 тонн мусора

16:12За пойманную горбушу и сёмгу северянам грозит срок до пяти лет

15:52Житель Минькино угрожал физической расправой сотрудникам «Колэнерго»

15:41В Кировске пройдут мероприятия, приуроченные к профессиональному празднику Дню Горняка

15:32В Мурманске возле «Ленинградки» гуляли два медведя

15:16До 68 жителей Заполярья выросло число пострадавших от клещей

15:01Житель Оленегорска металлической палкой избил пенсионерку

14:45В поликлинике Мурманска пакет с полотенцем приняли за подозрительный предмет

14:43Двум жительницам Североморска вручили золотые знаки отличия ГТО

14:28Пенсионера из Североморска арестовали за полкило гашишного масла

14:11В центре Мурманска водитель Mitsubishi въехал в Renault

13:59В Терском районе пьяный северянин застрелил корову

13:37В Североморск строящемуся детсаду ищут подходящее название

13:21В Кировске 11-летний водитель устроил ДТП с квадроциклом, пострадали трое детей

13:06Суд Мурманска отработал эвакуацию при пожаре

12:52В Кандалакше третью неделю разыскивают пропавшую без вести девушку

Все новости