Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 4 сентября рассмотрит жалобу ОАО «Арктикморнефтегазразведка», владевшего буровой платформой «Кольская», которая затонула в конце 2011 года в Охотском море, на отказ в иске к Российскому морскому регистру судоходства, приостановившему класс судна за нарушение правил его буксировки, пишут РИА «Новости». АМНГР оспаривает решение арбитражного суда Мурманской области, принятое в начале мая. АМНГР через суд добивалась признания незаконными действий морского регистра, который в декабре «Кольская».
Классификация судов предусматривает их отнесение к определенному классу (разряду), который присваивается на определенный срок с выдачей соответствующего свидетельства, где удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.
Российский морской регистр приостановил класс «Кольской» на основании того, что платформа не была предъявлена к внеочередному освидетельствованию перед буксировкой с Западно-Камчатского участка на шельфе Охотского моря в порт Корсаков.
Согласно материалам арбитража, судовладелец в ходе разбирательства указал на то, что буксировка «Кольской» осуществлялась в пределах месторождения, а не морем, «в связи с чем сезонные ограничения на буксировку не распространялись и освидетельствование судна Регистром и получение разрешения на разовый перегон судна не требовались».
Суд не согласился с этим доводом, поскольку получил доказательства того, что при буксировке были нарушены ограничения, связанные с условиями эксплуатации «Кольской», и оговоренные в классификационном свидетельстве.
«Поскольку буксировка СПБУ «Кольская» осуществлялась обществом за пределами месторождения, судно затонуло на глубине свыше 1000 метров, в то время как проектом буксировки максимальная глубина была установлена в 100 метров, буксировка судна осуществлялась по маршруту, не предусмотренному проектом буксировки, судно не предъявлялось к освидетельствованию для совершения разового перехода и получения свидетельства на разовый перегон, то регистр в соответствии с требованиями пункта 2.1.6 Правил классификации и постройки морских судов правомерно приостановил с 11 декабря 2011 класс СПБУ «Кольская», - отмечается в решении арбитража.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в начале мая официально сообщила, что комиссия ведомства, куда входили представители Минтранса, Росморречфлота, Российского морского регистра судоходства и научных организаций, а также независимые специалисты, завершила расследование аварии с «Кольской» и сделала собственные выводы о ее причинах.
Согласно сообщению ведомства, причинами данной аварии стали: во-первых, принятие судовладельцем - ОАО «Арктикморнефтегазразведка» решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что «Кольскую» нельзя было буксировать в это время года); во-вторых, нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки «Кольской» к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца; в-третьих, неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.
Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на «Кольской» людей и началу спасательной операции.
Непосредственной причиной затопления буровой установки, согласно выводам ведомства, «явилось воздействие значительных гидродинамических ветро-волновых сил, приложенных к корпусу и надстройке судна». Это повлекло нарушение герметичности, которое привело к затоплению цистерн и помещений, в результате чего «Кольская» потеряла остойчивость, перевернулась и затонула.
В настоящее время все материалы расследования переданы в Следственный комитет РФ, пишет РИА «Новости».
01.08.12