13:1103.08.12

На шельфе места хватит всем

На шельфе места хватит всем

Программа освоения российского континентального шельфа отправлена на доработку, сообщает expert.ru. Премьер Дмитрий Медведев поручил рассмотреть возможность расширения состава участников работ, в частности, привлечения к ним не только государственных, но и частных компаний.
Ежегодный объем добычи нефти на континентальном шельфе к моменту завершения программы вырастет до 66,2 млн тонн. Напомню, в 2011 году это было 13 млн тонн. Добыча газа составит 230 млрд кубометров, в 2011 году было 57 млрд кубометров», - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг. Он поручил создать рабочую группу по доработке программы освоения шельфа России до 2030 года, которую возглавит вице-премьер Аркадий Дворкович. Рабочая группа должна в течение трех месяцев подготовить необходимые предложения и доработать программу.
По словам главы правительства, необходимо более детально рассмотреть следующие вопросы: экологические последствия работ на шельфе и ответственность за возмещение экологического ущерба, налоговые стимулы, в том числе и для частных компаний. Также необходимо более детально проработать вопросы проведения геологоразведочных работ на шельфе, а также должного контроля за уже выданными лицензиями. Кроме того, премьер обратил внимание на вопрос обеспечения государственной безопасности при разработке отечественного шельфа.
Как заявил глава Минприроды Сергей Донской, дополнительные доходы государства от реализации программы разведки и разработки континентального шельфа до 2030 года за период её действия могут составить 2 трлн рублей.
Напомним, что право на разработку российского континентального шельфа в настоящее время имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее пяти лет. Фактически работать на шельфе могут только «Газпром» и «Роснефть». По замыслу авторов программы, возможность самостоятельной работы в области геологоразведки должны получить российские сейсморазведочные компании, принадлежащие государству.
Одним из предложений Минприроды, заложенных им в проект программы освоения шельфа до 2030 года, является долевое участие в шельфовых проектах. Так, министерство предлагает «Роснефти» создавать совместные предприятия по освоению участков российского шельфа с долей соинвесторов в 49% вместо нынешних 33,3%. Напомним, что в апреле «Роснефть» направила крупнейшим нефтяным компаниям - «ЛУКойлу», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегазу» и «Башнефти» - предложения о совместной разработке 12 участков шельфа.
В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает открыть прямой доступ к шельфовым месторождениям для частных российских компаний, для чего изменить статью 9 закона «О недрах», отменив требование, согласно которому пользователями шельфовых месторождений могут быть только госкомпании. При этом ограничения для иностранных компаний полностью не отменяются. Согласно поправкам в статью 13.1 закона, российское правительство по предложению Минобороны или ФСБ сможет ограничить участие компании в шельфовых проектах, если в ее капитале присутствуют иностранные инвесторы.
Если власти примут предложенные ФАС поправки к закону «О недрах», это крайне положительно отразится на деятельности и дальнейшем развитии всех российских частных нефтегазовых компаний, полагает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Ограничения доступа к шельфовым месторождениям были излишними, соглашается директор департамента «Due Diligence»  «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. «Госкомпании, которые получили эксклюзивное право на весь российский шельф, оказались не готовы ни технически, ни финансово к эффективной работе на шельфовых проектах. В результате стратегических инвесторов стали привлекать к шельфу через специальные схемы, - говорит он. - В этих условиях государство вынуждено пересматривать свои решения, однако пока ключевой вопрос остается без изменений - контроль по прежнему должен оставаться у госкомпаний. И это остается сдерживающим фактором для развития шельфовых месторождений».
Сейчас госкомпании более активно привлекают частников к шельфу. «Однако условия доступа довольно жесткие, и не гарантируют интерес частных компаний. Тем не менее, определенные инвестиции в шельфовый сектор привлечь все же удастся. Прежде всего, это касается иностранных компаний, которым интересен выход на российский нефтегазовый рынок, - отмечает аналитик. - Что касается стоимости добычи, то государство должно найти возможности для предоставления льгот для шельфовых проектов, иначе добыча будет нерентабельной. Льготы должны обеспечить запуск проектов и их выход на прибыль, после чего льготный режим может быть отменен. Без этой меры обеспечить разработку шельфа будет весьма проблематично».
Равный доступ к месторождениям на шельфе для государственных и частных компаний (как, впрочем, в принципе любое выравнивание условий, в которых существуют компании) - безусловное благо для частных компаний, для населения и для экономики в целом, полагает аналитик «Allianz РОСНО управление активами» Ариэл Черный. «Пострадать от этого могут только обладающие сейчас монополией на разработку «Роснефть» и «Газпром». Однако с точки зрения экономики страны и ее населения непонятно, почему правительство должно обеспечивать преференции подконтрольным ему компаниям. Тем более, что места на шельфе хватит всем, - говорит он. - Что касается себестоимости добычи на шельфе, то она, конечно, будет высокой.  Но запас рентабельности все равно очень большой, основной компонент расходов - налоговые платежи, дифференцированным подходом к налогообложению правительство сможет добиться, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы» - конечная себестоимость нефти и газа оказалась не слишком высокой, а рост налоговых поступлений обеспечивался бы за счет увеличения налогооблагаемой базы (числа новых проектов)».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что вопрос о работе на шельфе будет подниматься еще неоднократно, и, в итоге, хочется надеяться, будет найдено такое решение, которое позволит участвовать в нем и другим нефтяным компаниям. «К разработке шельфа, учитывая его размеры и объемы углеводородов, там находящихся, стоило бы привлечь все российские нефтяные компании, по крайней мере - крупные и средние. Причем сделать это надо бы без всяких «предварительных» условий. Это было бы и справедливо, а главное - политически грамотно, - говорит он. - И с экономической точки зрения, совместная работа всегда выгоднее и эффективнее, чем работа в одиночку, поэтому в интересах государства допустить частные компании к освоению шельфа».
Как отмечает аналитик, сначала придется тратить деньги, так как проект такого масштаба может реализовываться только постепенно. «Но зато потом, когда начнется добыча нефти и газа с арктического шельфа, эти инвестиции многократно окупятся. Проблема не только в том, что на суше истощаются запасы углеводородов, хотя и это тоже послужило толчком к началу освоения шельфа, - рассуждает он. - Основных побудительных мотивов два. Во-первых, запасов полезных ископаемых на шельфе и вообще в Мировом Океане в разы больше, чем на суше, хотя и добывать их там труднее. А во-вторых, в последние несколько лет борьба за ресурсы в мире обострилась, и добыча углеводородов на российской части арктического шельфа - это еще и инструмент мировой геополитики, способ обозначить наши законные притязания на часть природных богатств полярного региона».
Поэтому, продолжает Дмитрий Баранов, продолжать добычу на суше стоит, и она еще длительное время останется лидером по объемам добычи. «Но и на море надо начинать добычу, ведь никакой замены углеводородам в мире нет, сферы их применения и объемы их добычи только растут. Пока нефть, газ и уголь составляют львиную долю не только в мировом энергобалансе, но и служат сырьем для производства десятков тысяч веществ и материалов, спрос на них будет стабильным, - говорит он. - Но из-за того, что такая работа на «два фронта» может стать весьма непростым делом для добывающих компаний, главная задача федеральных и региональных властей как раз и заключается в том, чтобы создать такие экономические условия, вести такую фискальную политику, чтобы нефтяники и газовики могли добывать полезные ископаемые и на суше и в море, и эти льготы вернутся сторицей всей стране».
Что касается практического освоения арктического шельфа, то привлекать к освоению шельфа «частников» аналитик считает не только желательным, но обязательным делом. «Как потому, что у всех российских компаний должны быть равный доступ к природным богатствам страны, так и потому, что это повысит конкуренцию в отрасли, - полагает он. - Кроме того, в этом случае освоение шельфа обойдется для государства, а значит - для всех налогоплательщиков - дешевле, поскольку освоение ресурсов пойдет быстрее, будет более комплексным («частники» будут стараться извлечь все до последней капли), и стоимость добычи барреля/кубометра в этом случае будет ниже для каждой компании, так как некоторые расходы будут поделены между всеми участниками освоения шельфа».
Более скептичен инвестиционный стратег УК «БИН Финам Групп» Георгий Воронков, по словам которого государство крайне избирательно соблюдает (а часто и не соблюдает) правила игры, ранее объявленные бизнес-сообществу. «Так, инвесторы, поверившие в реформу российской энергетики, сейчас просто в ужасе от своих потерь, причем это касается не только физлиц, но и крупных стратегов, взявших на себя управление целыми компаниями. Сейчас многие из них хотят продать бизнес и забыть его, как страшный сон, но не могут найти на него покупателей, - напоминает он. - Нефтегазовый бизнес, конечно, привлекателен, но и в нем уже есть несколько примеров, которые заставляют призадуматься: реорганизация «ЮКОСа», изменение акционеров в «Сахалине-2», а теперь еще и сгущение красок над «ТНК-ВР» в преддверии продажи части компании «Роснефти». Во всем этом есть только один победитель, и это никак не частный бизнес. На этом фоне я бы лично не рекомендовал инвесторам заниматься проектами на шельфе, не создав систему противовесов, хеджирующих их от возможных изменений правил игры в одностороннем порядке».

Поделиться: