08:5006.08.12

Защитникам нацпарка «Хибины» остаётся надеяться только на Путина

Защитникам нацпарка «Хибины» остаётся надеяться только на Путина

Такой вывод сделала спецкор газеты «Коммерсант», которого экологические организации Мурманской области, в соответствии с их концепцией привлечения в арбитры федеральной прессы, пригласили на Кольский полуостров в качестве некоего арбитра.
Как мы ИА «Nord-news» уже сообщало, в следующем году на территории будущего национального парка «Хибины» ЗАО «СЗФК» планирует начать строительство дороги для перевозки апатит-нефелиновой руды. Против активно выступают местные экологические организации.
«Если бы я не знала ситуацию изнутри, я сама подписалась бы под такими обращениями», - вздыхает председатель комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Ольга Борисенко и показывает пачку писем примерно одинакового содержания. Неравнодушные граждане требуют остановить вырубку леса в Хибинах под новое месторождение апатита Партомчорр, лицензию на разработку которого получила «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК).
«Мы подчеркиваем, что идёт поиск решения, и мы не занимаем ничью сторону в этом вопросе, - убеждает Ольга Борисенко. - Наш народ силен в протестных настроениях. Недовольство вызывают транспортный узел, Кольская АЭС, Штокман, СЗФК. Давайте закроем все эти проекты. Только что мы будем делать дальше?». 
Экологический лоббизм
Подмосковный бизнесмен Дмитрий Гадалин купил турбазу «Куэльпорр» в Хибинах четыре года назад и теперь переживает: не прогадал ли? База рассчитана всего на 30 гостей, но ежегодно ее посещают около 5 тыс. человек - многие заглядывают просто погреться, попить чаю и позвонить (в Хибинах сотовой связи практически нет, и Гадалин установил на своей базе усилители). «Если будет продолжаться стройка, люди перестанут сюда ездить», - горюет предприниматель. В десяти минутах езды от базы вырубают лес под Партомчорр. Но пока для любителей походов это все еще крайне привлекательная территория: Хибины интересны по ландшафту, нетронуты цивилизацией, и при этом рядом - населенные пункты. «Здесь регулярно проводятся соревнования внедорожников, состязания по спортивному ориентированию, гонки собачьих упряжек», - рассказывает Дмитрий. 
Рядом с турбазой Гадалина располагается пункт МЧС, в котором дежурит единственный сотрудник. Самые дисциплинированные тургруппы регистрируются у него в журнале перед уходом в горы. В прошлом году зарегистрировалось около 3 тыс. человек; всего в Хибины приезжает ежегодно около 15 тыс. туристов (оценки Дмитрия Гадалина и представителя МЧС). По словам дежурного МЧС, среди туристов много итальянцев, французов, финнов, жителей Прибалтики.
Пресс-секретарь Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Татьяна Баева и руководитель Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров подчеркивают, что их организации занимаются, прежде всего, научными исследованиями, а не экологическим популизмом. Они надеется достучаться до власти, используя инструменты цивилизованного лоббизма, пытается склонить на свою сторону экспертное сообщество, участвуя в заседаниях рабочей группы при вице-губернаторе и донося свою позицию до федеральной прессы. 
Продавливание трассы
Позицию Кольского центра охраны дикой природы и WWF России по Партомчорру нельзя назвать столь уж радикальной. Они не протестуют против самой разработки месторождения и не считают вырубку леса под него незаконной. Недовольство у них вызывают (в данном случае) планы по строительству трассы. 
»Эта дорога пройдет посередине территории, на которой в 2015 году должен, согласно плану Минприроды, появиться национальный парк, - объясняет Татьяна Баева. - Если дорога будет построена, нацпарк можно не создавать: целостность экосистемы будет нарушена, и проект потеряет свою ценность. Территория нацпарка очень маленькая, а дорога - большая, промышленная, со всей инфраструктурой. Мы просим СЗФК рассмотреть другие варианты маршрута трассы». 
В пресс-службе СЗФК сообщили, что компания не подсчитывала, насколько дороже обойдется трасса в обход территории будущего нацпарка, и заверили, что самый короткий маршрут, через Умбозерский перевал, был выбран рабочей группой как раз по экологическим, а не по экономическим соображениям. В СЗФК говорят, что компания вовсе не настаивает на варианте трассы через перевал: изыскания по этому маршруту проводятся исключительно по решению рабочей группы, в которую включены, кстати, представители экологических организаций. Впрочем, как утверждает эколог Виктор Петров, на заседании рабочей группы в конце июля гендиректор СЗФК Сергей Федоров лично представил четыре варианта маршрута, рассказал о каждом из них, и из его слов было ясно, что лучшим для компании будет как раз самый короткий - через Умбозерский перевал. Прочие варианты он обсуждать отказался. И это решение поддержали почти все присутствовавшие, в том числе экологи, кроме представителей WWF России и самого Петрова.  Виктор убеждает: из-за схода снежных лавин содержание дороги через Умбозерский перевал может обойтись СЗФК значительно дороже других вариантов. 
Немаргинальный протест
«Мы заинтересованы и в нацпарке, и в месторождении», - говорит Ольга Борисенко. У правительства области с нацпарком связан экономический интерес. Национальные парки (сейчас их в России около полусотни) получают из федерального бюджета на содержание ежегодно по 10-15 млн руб., в дотационном регионе и такие деньги будут не лишними. Можно будет развивать природный туризм и брать с путешественников небольшую плату вроде экологического сбора». 
Экологи в лице WWF России и Кольского центра охраны дикой природы пытаются донести до власти мысль о том, что двух зайцев поймать невозможно: либо нацпарк, либо короткая и дешевая трасса. Очевидно, что под бульдозеры в Хибинах никто ложиться, как в Химках, не будет. Противники трассы пытаются действовать конструктивно. Они постоянно напоминают, что на территории, к которой присматриваются промышленники, есть более 15 видов растений из Красной книги, из них четыре нуждаются в первоочередных мерах охраны, а строительные работы приведут к их уничтожению, что подпадает под ст. 259 УК. Обращаются к президенту России с просьбой взять под личный контроль создание национального парка «Хибины» в Мурманской области. Выпускают пресс-релизы, в которых называют действия СЗФК недостаточно прозрачными и обращают внимание инвесторов на наличие значительных репутационных рисков, связанных с участием в проектах компании в Хибинских горах до разрешения конфликтной ситуации. Есть, конечно, некая вероятность, что по итогам изысканий будет признано целесообразным рассмотреть другие варианты трассы. Окончательное решение будет принято в следующем году. Пока же в защиту Хибин высказалось Русское географическое общество, председателем попечительского совета которого является Владимир Путин. 
И от недовольства экспертного сообщества, выраженного в цивилизованной форме, и от агрессивных акций экологов в России толку одинаково мало, пока к делу не подключится первое лицо. Так что экологам, пожалуй, приходится надеяться главным образом на то, что Владимир Путин проведет правильную линию по карте Хибин - повторит красивый жест 2006 года, когда он приказал «Транснефти» пересмотреть планы по строительству нефтепровода вблизи Байкала, сообщает kommersant.ru.

Поделиться: