08:5507.08.12

Закон о СМП принят, но грузы сами по нему не поплывут

Закон о СМП принят, но грузы сами по нему не поплывут

Как мы уже сообщали, президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» (СМП). Он вступит в силу в феврале 2013 года.
Документ четко обозначает акваторию СМП и его административно-экономическое управление. Речь идет, в частности, об учреждении администрации Севморпути, ответственной за соблюдение экономических и других правил пользования этой артерией российскими и иностранными судами. Установлены также тарифы за проводку, стоянку и обслуживание судов.
Спешка с законодательным оформлением статуса Севморпути связана с тем, что в последнее время многие чиновники и эксперты США, Канады, Японии, Великобритании предлагали провозгласить Севморпуть «транснациональным» маршрутом ввиду его значимости для европейско-азиатских торговых связей. Как минимум предлагалось ограничить российский суверенитет в сфере СМП, в том числе под предлогом неурегулированности границ в бассейне Северного Ледовитого океана. Между тем аналогичные магистрали вдоль побережья Северной Америки или датской Гренландии по-прежнему остаются под суверенитетом соответственно Канады, США и Дании. При этом оспаривается принадлежность ряда секторов и в этих акваториях, особенно Данией и Канадой.
По последним оценкам Минтранса, перевалка грузов по Севморпути в 2012 году может достигнуть 2 млн тонн, а к 2020 году по этой артерии можно будет ежегодно перевозить до 55-60 млн тонн грузов. Такая динамика обусловлена, во-первых, развитием газовой промышленности и газохимии на Ямале, вдоль которого проходит СМП. А во-вторых, меньшим на 20-30% расстоянием евроазиатских перевозок по СМП в сравнении с традиционными маршрутами. Фактор глобального потепления тоже повлияет на рост грузоперевозок по этой артерии. В то же время природные факторы в данном регионе таковы, что себестоимость перевозок по Севморпути в сравнении с путем, например, через Босфор или Суэцкий канал существенно выше.
Характерно, что в канун подписания упомянутого закона заявку на транзит по Севморпути впервые направил Китай. Речь идет о проходе ледокола «Сюэлун» по СМП до портов Исландии. А исландская и норвежская стороны тоже заинтересованы в развитии своих внешнеторговых перевозок Северного морского пути.
Проход китайских судов, как считают в пресс-службе Речморфлота, может повысить конкурентоспособность СМП. Иностранных судов на этой артерии пока мало, так как на Севморпути пока только два порта открыты для зарубежного судоходства - Дудинка и Игарка. Да и расположены они в наиболее сложных навигационных условиях этой артерии (на Крайнем Севере Красноярского края).
Открытие других портов СМП для иностранного судоходства, по многим экспертным оценкам, позволит минимум на треть увеличить грузопотоки по этому маршруту. Однако только открытия новых портов недостаточно. Требуется также развитие портовой инфраструктуры Севморпути и сухопутных транспортных «связок» между портами СМП, поскольку и сухопутные, и портовые транспортные мощности региона Севморпути могут использоваться для внешнеторговых связей России со странами Скандинавии, Северной Америки, Северо-Восточной Азии. Эти «связки» создаются в рамках реализации межрегионального железнодорожного проекта «Северный Широтный Ход» (СШХ: Салехард - Надым - Коротчаево - Игарка - Дудинка), размещаемого вблизи побережья Севморпути. Ввод в действие СШХ намечен на 2020-2025 гг.
Генеральный директор, реализующий проект «Корпорации развития», Александр Белецкий уточнил, что уже создан с участием РЖД и Ямальской железной дороги консорциум по созданию этой магистрали.
- Готова вся необходимая документация, экономическая модель проекта прошла всевозможные проверки, проведены по нему и экологические слушания. Актуальность создания СШХ признается и госструктурами, и бизнесом, - добавляет Александр Белецкий.
Напомним, что ещё в конце 1940-х - начале 1950-х планировалось создать единое управление Севморпути и «Северного Широтного Хода». Но создание СШХ было заморожено уже в 1953-м, что понизило конкурентоспособность Севморпути. Зато современные экономические реалии, что называется, вернули эти планы из архивов, сообщает «РГ».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:45Энергетики опаснее обычного кофе – заключили ученые

19:42В радиоэфир выйдет озвученный служащими Северного флота роман

19:02Примерным водителям могут ввести скидку на ОСАГО

18:21В пятницу в центре Мурманска ограничат движение и парковку транспорта

17:45В Мурманской области пропал подросток с татуировкой в виде перстня

17:21Курсы евро и доллара на пятницу выросли на 66 копеек

17:08Навальный превратился в «зеленого человечка»

17:04Жительница Мурманска подстроила ограбление филиппинских моряков

16:49Каждый десятый учитель математики плохо знает свой предмет

16:4615-летняя мурманчанка с тату на лице снова сбежала из дома

16:42В Североморске из-за подозрительного предмета эвакуируют пятиэтажку

16:38Верховный суд урезонил суррогатных матерей

16:28В Заполярье 44 рабочих места врачей дефицитных специальностей укомплектованы в 2016 году

16:12Забравший из тайника 300 граммов героина мурманчанин задержан ФСБ

16:02Большинство россиян не летали в Египет и не хотят

15:49«Русское море - Аквакультура» вырастит 7 тысяч тонн семги

15:31«Кольские скауты» примут участие в создании Книги Памяти в Заполярье

15:19Опубликован график отключения горячей воды летом в Мурманске

15:00Сити-менеджер Мурманска назвал причины спада рождаемости

14:46Школьные автобусы поставляли с серьезными нарушениями

14:43Татьяна Кусайко: Нужны законодательные меры по улучшению питания школьников

14:37В Мурманской области уже неделю разыскивают 15-летнюю девушку

14:28Рой Якобсен рассказал мурманчанам, зачем создал словарь норвежских архаизмов

14:11Мурманчане победили на детском фестивале по греко-римской борьбе

Все новости