Группа экономистов агентства «Standard & Poor's» во главе с Каем Штукенброком развернуто обосновала нежелание агентства повышать долгосрочный кредитный рейтинг России с нынешнего уровня «BBB». Во всем виноваты старые российские беды: зависимость от нефтяных цен, нежелание правительства проводить реформы и многочисленные бюджетные риски. В конце июня S&P повысило краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте до «A-2» с «A-3». Рейтинг долгосрочных обязательств в национальной валюте остался на уровне «BBB». Это соответствует рейтингу некоторых латиноамериканских стран: Бразилии или, например, Перу.
Согласно базовому сценарию агентства, средняя цена нефти в 2012-2015 годах составит 100 долларов за баррель.
ВВП будет расти на 3,5% в год вплоть до 2015 года в связи со структурными проблемами экономики, а в этом году вырастет на 4,1%. В S&P перспективы роста России оценили оптимистичнее, чем в правительстве и в МВФ.
ВВП на душу населения при этом составит 13,5 тысячи долларов. В целом это соответствует среднему значению для стран с рейтингом «ВВВ».
В целом российская экономика будет расти медленнее, чем до кризиса.
К числу структурных проблем, которые тормозят рост экономики, в агентстве отнесли государственную модель экономики: в регионах сохраняется значительное влияние монополий, а конкуренция ограничена.
Мешает росту российской экономики и неразвитая инфраструктура, а также плохой деловой климат, препятствующий инвестициям.
Раньше правительство могло рассчитывать на быстрый рост ВВП благодаря постоянному подъёму цен на нефть. Необходимости в проведении реформ не было. Сейчас все изменилось, но резкое изменение политического курса в стране маловероятно, так как состав политической элиты после выборов не изменился. Тем более власти не пойдут на жёсткие, часто политически рискованные реформы из-за снижения поддержки правительства. Примером может стать обещание Владимира Путина не повышать пенсионный возраст.
По мнению «S&P», важными могут оказаться введение бюджетного правила и пенсионная реформа.
К немногим позитивным реформам в агентстве отнесли повышение гибкости курса рубля. Резкое падение цен на нефть России поможет пережить более гибкая валютная политика ЦБ: на фоне недавнего падения цен на нефть рубль подешевел на 12% - это почти наполовину компенсировало снижение нефтяных котировок в рублевом выражении.
Одним из основных политических рисков остается концентрация власти в администрации президента и сокращение реальных властных полномочий правительства Дмитрия Медведева.
С бюджетом у России пока все в порядке: в 2011 году профицит составил 1,6% ВВП. Сейчас Россия является нетто-кредитором, это означает довольно сильную финансовую позицию России.
Однако вряд это продлится долго, изменение цены на нефть на 10 долларов приведет к изменению доходов правительства на 1,4% ВВП. За небольшой промежуток времени изменение цен может оказать значительное влияние на государственные финансы. Уже в 2012 году бюджет России станет дефицитным, а к 2015 году дефицит вырастет до 1,5% ВВП. К 2014 году Россия перестанет быть нетто-кредитором.
В случае падения цен на нефть правительство рано или поздно будет вынуждено сокращать расходы, увеличивать заимствования и даже ускорять приватизацию. Ситуацию может исправить введение бюджетного правила, которое привяжет расходы к долгосрочным ценам на нефть.
Если дефицит бюджета превысит ожидаемый уровень, то рейтинг России будет понижен.
Если правительство все-таки реализует реформы, которые позволят ускорить рост ВВП и вернуться к сбалансированному бюджету, менее зависимому от колебаний цен на нефть, то в агентстве обещают повысить России рейтинг.
Профицит счета текущих операций в 2012 году составит 3,7% ВВП, однако уже к 2015 году он исчезнет. 67% поступлений по счёту текущих операций и доступных резервов в 2012 году пойдут на выплаты по различным внешним операциям и погашению госдолга. К 2015 году этот показатель вырастет до 80%.
Снижают доходы России и компании, переводящие выручку от экспорта в «налоговые оазисы», например на Кипр. Типичная схема такова: офшорные компании покупают нефть по ценам ниже рыночной, затем продают по рыночным ценам, а разница оседает на счетах этих компаний. В результате объём российского экспорта оказывается занижен на 5% ВВП в год, пишут vz.ru.
10.08.12