08:4614.08.12

С помощью глубоководного робота обследуют днище буровой платформы «Кольская» на дне Охотского моря

С помощью глубоководного робота обследуют днище буровой платформы «Кольская» на дне Охотского моря

Следователи, расследующие крушение платформы «Кольская», когда погибли 53 человека, готовят уникальную операцию в Охотском море: они опустят на глубину 1 км глубоководный робот, с помощью которого обследуют корпус буровой. Это исследование поможет установить точные причины трагедии. Аренда судна с глубоководным аппаратом обойдётся бюджету почти в 1 млн рублей в день. 
Как рассказали «Известиям» источники, близкие к следствию, обследование СПБУ «Кольская» на дне Охотского моря запланировано на конец августа. Операция может продлиться две недели. В первую очередь следователи намерены проверить версию о некачественном ремонте «Кольской» незадолго до её гибели. 
Сейчас «Кольская» лежит на дне Охотского моря, на глубине около 1 км, что осложняет планы следователей. Им необходим уникальный глубоководный робот, потому что отправлять туда батискаф с экспертами будет слишком накладно.  
- Сейчас идут переговоры с несколькими организациями, у которых имеются подобные аппараты и батискафы, способные опуститься на глубину более 1 км, - рассказывает источник в Следственным комитете. - Окончательное решение будет зависеть от цены, которую запросят эти организации. 
По словам эксперта по подъему судов Леонида Владимирского, подобные аппараты есть у МЧС, военных и учёных. По его мнению, следователи «попросят» научно-исследовательское судно ТИНРО. В прошлом году этот научно-исследовательский институт рыбного хозяйства с помощью глубоководного аппарата «Пантера Плюс», установленного на его борту, обнаружил траулер «Аметист», пропавший в феврале 2011 года в Охотском море. 
- «Пантера Плюс» предназначен для выполнения сложных подводных работ на сильных течениях и на глубинах cвыше 1 км, он оснащен несколькими видеокамерами, которые передают картинку наверх, - пояснил эксперт. 
Во Всероссийском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) признают, что подобные исследования - дело дорогостоящее. 
- Основную стоимость работ составляет цена аренды судна, с которого спускается аппарат, - поясняет сотрудник института Александр Глубоков. - На сегодняшний день аренда судна будет стоить около 800 тысяч рублей в сутки. Если же это ледокол - то будет ещё дороже. Хотя возможно, что у военных или спасателей всё будет немного дешевле. 
Эксперт Леонид Владимирский считает, что операция по исследованию «Кольской» будет успешной. 
- Прошло слишком мало времени, чтобы металл начал разрушаться, - поясняет эксперт. - На Балтике мы исследовали суда, которые пролежали на дне не один десяток лет, но даже их корпус в более-менее нормальном состоянии. Все будет зависеть от положения платформы на дне. Если платформа не зарылась носом в ил, то днище можно будет исследовать без проблем. 
Кроме исследования днища судна следователи также заказали технико-судоводительскую экспертизу, которая должна будет прояснить ряд вопросов. Например, существовал ли безопасный курс для «Кольской», как повлияла недостаточная мощность буксиров на скорость движения, а также причины разрушения корпуса. 
- Эта основная экспертиза должна расставить все точки над i, - говорят в СКР. - По её результатам будет решаться степень вины всех причастных к гибели «Кольской». 

 

 

Поделиться: