09:3814.08.12

Уговорит ли МВФ Кремль повысить возраст выхода на пенсию в России?

Уговорит ли МВФ Кремль повысить возраст выхода на пенсию в России?

Российское правительство тонет в пенсионной реформе: чиновники спорят и ждут, что арбитром в споре станет Кремль. Экономисты МВФ решили внести свой вклад в эту эпическую дискуссию. В специальном докладе, посвященном проблемам российской пенсионной системы, они призывают правительство как можно быстрее провести пенсионную реформу, чтобы снизить зависимость бюджета от нефтяных цен и предотвратить рост расходов из-за постепенно стареющего населения России.
В МВФ настаивают на одной из самых непопулярных ныне идей - на повышении пенсионного возраста. К 2050 году его нужно увеличить до 65 лет для обоих полов, иначе расходы на пенсионные выплаты могут составить к этому году вырастут около 16% ВВП. Российский бюджет точно не справится с такими нагрузками. Фактически, повышение пенсионного возраста - это единственно возможный способ создать стабильную и работающую пенсионную систему в России.
В российской пенсионной системе сейчас больше недостатков, чем достоинств, уверены в МВФ. Выдержать давление стареющего населения, да еще и в условиях нестабильных цен на нефть она не сможет.
В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В развитых странах средний пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 года для женщин, а в развивающихся странах - 61 год для мужчин и 58 лет для женщин.
Но многие выходят на пенсию намного раньше. Средний эффективный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 52-54 года, а для мужчин - 54-58 лет. Примерно 30% пенсионеров выходят на пенсию досрочно. У россиян слишком много возможностей досрочно выйти на пенсию.
В отличие от других развивающихся стран в России все население покрывается пенсионной системой. В Азии пенсию получает лишь четверть пенсионеров, а в Латинской Америке - 60%.
Система индексации пенсий довольно сложна: базовая часть пенсии индексируется так же, как страховая, соответственно среднему росту зарплат, но не более, чем на величину роста доходов Пенсионного фонда. Если инфляция превышает 6%, то есть возможность проиндексировать пенсии заранее в течение года. Если власти хотят увеличить пенсии на большую сумму, то это требует дальнейших согласований.
Есть недостатки и в системе выплаты страховой части пенсии: она идет на индивидуальный счет в ПФР. Выплаты происходят так: когда человек выходит на пенсию, его накопления делятся на 216 месяцев - предполагается, что человек будет получать пенсию в течение 18 лет. С 2013 году накопления будут делится на 228 месяцев, или 19 лет. В других развитых странах система устроена по-другому: когда человек подает заявление на пенсию, его накопления делятся на тот возраст дожития, который актуален на момент подачи заявки. Это автоматически стабилизирует систему в условиях старения населения. Но в России такого стабилизатора нет.
Есть нарекания и к накопительной части пенсии: 85% активов пенсионной системы сейчас находятся в ПФР и управляются Внешэконобанком.
Эти недостатки делают российскую пенсионную систему слишком дорогой - сегодня на пенсионные выплаты уходит в год около 9% ВВП. 30% из них уходит на базовую пенсию, 60% - на страховую, а еще 10% - на различные пособия. По доле расходов Россия гораздо ближе к Западной и Восточной Европе, чем к развивающимся странам.
При этом выплаты за последний год выросли на 3,5% ВВП. Это связано с ростом расходов пенсионной системы. С 2007 по 2010 годы отношений пенсий и пособий к средней зарплате выросло с 27,4% до 40%.
Продолжительность жизни в России увеличится в 2010-2050 года на 4 года - так же, как и в других странах Восточной Европы. Если рост экономики будет достаточно быстрым, то продолжительность жизни вырастет быстрее. Это создаст проблемы с учетом низкого возраста выхода на пенсию.
В 2005-2010 годах количество детей на одну женщину составило 1,4 , это соотношение в России как и в других странах Восточной Европы немного вырастет к середине века - до 1,8. Однако это все еще меньше естественного коэффициента воспроизводства населения в 2,1.
В результате отношение количества россиян старше 65 лет к количеству граждан в трудоспособном возрасте к середине века удвоится - с 18% в 2010 году до 36% в 2050 году. Население будет стареть примерно теми же темпами, что в развитых странах, где соотношение вырастет с 23% до 46% в этот же период.
23% консолидированного бюджета страны уже уходит на выплату пенсий - это соответствует среднему значению для стран Восточной Европы и чуть выше 20% для развитых экономик. Для развивающихся стран этот показатель составляет лишь 13%.
К 2030 году расходы вырастут с 9% ВВП до 12% ВВП, а к 2050 году до 16% ВВП. Выплаты вырастут на 105% ВВП 2010 года.
Для сравнения, в развивающейся Европе расходы до 2030 года вряд ли изменятся и останутся на уровне 9% ВВП, а к 2050 году вырастут до 11% ВВП. Это связано с уже проведенными в этих странах реформами.
Справится с ростом выплат в рамках пенсионной системы можно тремя основными способами. Но это чистая теория, в реальности России подходит только повышение пенсионного возраста.
Способ 1
Платить меньше. Правительство может сдержать рост расходов, сократив коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к средней зарплате. Это произойдет само собой, если нынешняя система не будет изменена. Индексация выплат ограничена темпами роста доходов ПФР, а они неминуемо снизятся из роста числа пенсионеров и сокращения населения в трудоспособном возрасте. Однако это будет неприемлемо с социальной точки зрения.
Способ 2
Повысить пенсионный возраст. Помимо снижения пенсионных расходов, эта реформа позволит ускорить рост экономики: вырастет занятость и потребление.
В России эта мера крайне непопулярна - обычно люди ссылаются на небольшую продолжительность жизни мужчин на пенсии. В среднем продолжительность жизни в России будет увеличиваться на 1 год в каждое десятилетие - настолько можно увеличить и пенсионный возраст.
Для начала нужно уровнять пенсионный возраст для мужчин и женщин, например, на уровне 60 лет. В России пенсионный возраст для женщин довольно низкий особенно в сочетание с более длительной продолжительностью жизни у женщин, чем у мужчин.
Однако в долгосрочной перспективе и это не сбалансирует российскую пенсионную систему. C 2030 года пенсионные расходы вновь начнут расти с 9 до 11,5% ВВП.
Чтобы избежать этого, пенсионный возраст надо будет поднимать на 1 год в десятилетие до 65 лет к 2050 году - в соответствие с ростом продолжительности жизни. В этом случае пенсионные расходы будут лишь немного выше уровня 2010 года.
Такую реформу должны дополнить ограничения раннего выхода на пенсию: женщины не смогут выйти на пенсию раньше 55 лет, а мужчины - раньше 60 лет. В этом случае пенсионные расходы снизились бы еще на 0,5% ВВП между 2030 и 2050 годами.
Способ 3
Увеличить доходы ПФР. Можно было увеличить страховые взносы с 22% сейчас до 30% к 2030 году и до 40% к 2050 году. Однако это будет намного выше, чем отчисления в других странах, где они обычно ниже 30%. К тому же это станет шоком для бизнеса, рынка труда и вряд ли вызовет поддержку в правительстве.
Несмотря на рекомендации экспертов МВФ и экспертов, готовивших обновленную версию «Стратегии 2020», правительство пока смотрит совсем в другую сторону. Сегодня самый обсуждаемый в российском Белом доме вариант реформы по-сути сводится к механическому перераспределению части пенсионных выплат, за счет которого чиновники хотят снизить нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе.
Минтруд предложил, фактически, отменить с 2013 года накопительную часть пенсии, сохранив на нынешнем уровне размеры пенсионных выплат. Разница как раз и должна покрыть растущий дефицит Пенсионного фонда и уменьшить размер бюджетного трансферта в ПФР.
Против идеи Минтруда уже высказались Минфин, Минэкономразвития, помощник президента Владимира Путина и экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Герман Греф, сообщает ИА «Финмаркет».

Поделиться: