12:1617.08.12

ОАО «Арктикморнефтегазразведка»: «Заложниками «псевдосенсаций» становятся в первую очередь родственники и близкие погибших СПБУ «Кольская»

ОАО «Арктикморнефтегазразведка»: «Заложниками «псевдосенсаций» становятся в первую очередь родственники и близкие погибших  СПБУ «Кольская»

18 августа ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) разместила сообщение, в котором говорится, что компания в считает возможным и необходимым сегодня - в день, когда исполнилось восемь месяцев с момента крушения СПБУ «Кольская» в Охотском море, - изложить хронологию событий и фактические обстоятельства, касающиеся аварии СПБУ «Кольская» в условиях сильного шторма:
«АМНГР являлось судовладельцем самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) «Кольская». С лета 2010 года по весну 2011 года был проведен капитальный ремонт СПБУ «Кольская» под надзором двух классификационных обществ - норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства. Судно прошло все необходимые освидетельствования, были получены свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство и свидетельство о безопасности плавучей буровой установки со сроком действия указанных документов до 31 мая 2015 года.
В дальнейшем СПБУ «Кольская» была использована АМНГР по контракту с ООО «Газфлот» для бурения скважины № 1 Первоочередной структуры на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. После завершения предусмотренных контрактом работ по бурению и консервации скважины 11 декабря 2011 года необходимо было отбуксировать установку с точки бурения в Охотском море на Сахалин в порт Корсаков.
В этом порту требовалось выгрузить оборудование сервисных компаний, использованное при выполнении контракта, а также осуществить подготовительные работы для последующего направления установки во Вьетнам, где планировалось выполнять работы по бурению скважин на морских участках совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро».
В целях выполнения буксировки буровой установки «Кольская» АМНГР подготовило все необходимые проектные документы по обеспечению безопасности буксировки, одобрило их в установленном порядке в Мурманском филиале Российского Морского регистра судоходства.
Кроме того, перед началом буксировки СПБУ «Кольская» установка была осмотрена инспектором сюрвейерской компании «Noble Denton» (назначенной страховой компанией «СОГАЗ»), и по результатам им был выдан сертификат, одобряющий буксировку установки в порт Корсаков.
О времени начала буксировки, начальной и конечной точках маршрута движения была проинформирована в установленном порядке пограничная служба.
Буксировка осуществлялась ледоколом «Магадан» по договору с ОАО «Дальневосточное морское пароходство» на основании договора буксировки и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз-55», принадлежащим АМНГР. В соответствии с договором буксировка могла осуществляться только в пределах территории РФ с точки бурения в район порта Корсаков.
Общее руководство буксировкой осуществлял начальник службы безопасности мореплавания предприятия Терсин М. Н., который являлся также должностным лицом, ответственным за безопасность мореплавания в ОАО «Арктикморнефтегазразведка». Капитан судна СПБУ «Кольская» Данилов С.А. являлся опытным судоводителем.
Капитаны судов-буксиров (основного - ледокола «Магадан» и вспомогательного - ТБС «Нефтегаз-55») также опытные судоводители. Анализ фактических и прогнозируемых погодных и иных условий плавания, выбор наиболее безопасного курса и маршрута, обеспечение безопасности в соответствии c инструкцией по эксплуатации, проектом и руководством по буксировке, а также внесение изменений в маршрут движения к месту назначения на Сахалине находились в полномочиях капитана в соответствии с законодательством.
Согласно проектным документам на буксировку СПБУ «Кольская», её надо было осуществлять, имея долгосрочный прогноз хорошей погоды. Для обеспечения прогноза погоды АМНГР заключило договор с АНО «Сахалинское метеоагентство». В течение периода буксировки СПБУ от метеоагентства штормовых предупреждений не поступало.
11 декабря 2011 году началась буксировка СПБУ «Кольская» с точки бурения. Однако 17 декабря 2011 года вопреки прогнозу погоды начался шторм, который усиливался и продолжался 18 декабря. Во время шторма произошёл обрыв пряди буксирного каната ледокола «Магадан», в результате чего ледокол в течение шести часов не осуществлял буксировку СПБУ. В условиях сильной качки экипаж СПБУ не смог провести операцию по опусканию опорных ног (в соответствии с инструкцией по эксплуатации буровой установки при получении прогноза о штормовой погоде штатным способом обеспечения её безопасности было опускание опор буровой платформы, для понижения тем самым центра тяжести с целью улучшения остойчивости).
Сразу после получения от СПБУ информации об аварийной ситуации в АМНГР в Мурманске был создан аварийный штаб, который взаимодействовал с судами, участвующими в буксировке, оперативным штабом МЧС. Штаб по результатам анализа поступавшей с судна информации направлял рекомендации для экипажа СПБУ в целях предотвращения крушения судна, оказывал содействие в организации спасения людей. Были заказаны вертолёты, которые по погодным условиям не смогли выполнить задачу по эвакуации членов экипажа. 18 декабря 2011 года в условиях сильного шторма СПБУ «Кольская» затонула, погибло 53 человека, 14 удалось спасти, в основном благодаря действиям экипажа транспортно-буксировочного судна АМНГР «Нефтегаз-55».
19 декабря, т.е. уже после того, как стало известно о случившейся трагедии, Мурманский филиал Российского Морского регистра судоходства направил в АМНГР письмо о приостановлении класса СПБУ «Кольская» с 11 декабря 2011 года. АМНГР, будучи убеждённым, что оснований для такого приостановления не было, обжаловало действия регистра в судебном порядке, вступившего в законную силу судебного решения пока нет.
ОАО «Арктикморнефтегазразведка» сразу же осуществило действия по организации медицинской помощи выжившим, доставке тел погибших, содействовало в проведении похорон. Предприятие производит без задержек в соответствии с отраслевым соглашением по организациям нефтяной и газовой отраслей промышленности выплаты родственникам в размере десяти годовых заработков погибшего, осуществляет и другие меры по поддержке семей погибших. АМНГР оказывает необходимую помощь при расследовании по уголовному делу, возбуждённому по факту крушения СПБУ «Кольская». Будучи заинтересованным в установлении действительных причин аварии в целях проведения дополнительных целевых мероприятий по недопущению аварий в дальнейшем, АМНГР предоставляет следственным органам все необходимые документы и сведения, готово оплатить расходы по глубоководному исследованию установки, затонувшей на глубине более одного километра.
Традиционно органы ведущие расследование не делятся полученной информацией. И на этом фоне появляются различные инсинуации, основанные на всякого рода сомнительных по происхождению документах и слухах. Заложниками этих «псевдосенсаций» становятся в первую очередь родственники и близкие погибших. Искажение и подтасовка фактов в средствах массовой информации может влиять, очевидно, и на ход расследования, затягивать его, и в любом случае мешает установлению причин трагедии. По результатам окончания расследования по уголовному делу, завершения судебно-арбитражных процедур, можно будет получить окончательное понимание по всем реальным событиям случившегося».

 

 

Поделиться: