12:2222.08.12

Вряд ли удастся объективно оценить работу сотен тысяч чиновников, работающих в бюджетных учреждениях

Вряд ли удастся объективно оценить работу сотен тысяч чиновников, работающих в бюджетных учреждениях

ИА «Nord-news» уже сообщало, что Министерство труда и социальной защиты РФ направило в правительство России проект программы совершенствования системы оплаты труда при оказании госуслуг на 2012-2018 годы. Он предполагает повышение уровня оплаты труда работников бюджетного сектора благодаря переходу на систему «эффективного контракта», то есть на оплату труда в зависимости от качества и эффективности работы сотрудников.
Основной целью программы является существенное повышение качества услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы населению и хозяйствующим субъектам, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность самих учреждений. Достижение этих задач будет возможно благодаря внедрению «эффективного контракта». По словам замминистра труда Любови Ельцовой, «программа подразумевает формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая введение публичных рейтингов их деятельности». Для внедрения системы «эффективного контракта» будут разработаны критерии оценки количества затраченного труда бюджетника и его качества. Более того, оплата труда руководителей будет зависеть от дохода сотрудников. Министр труда Максим Топилин подчеркнул, что введение жесткого соотношения между средней зарплатой в учреждении и зарплатой руководителя обусловлено тем, что на данный момент сложилась ситуация, в которой топ-менеджер в бюджетном учреждении получает по миллиону рублей в месяц, а его подчиненные - по 15-20 тыс. Данная проблема будет устранена.
Однако, несмотря на всю привлекательность внедрения системы «эффективного контракта», Минфин оценивает объем увеличения расходов в связи с переходом на нее в размере 2-3% от ВВП к 2020 году.
При этом замминистра финансов Татьяна Нестеренко обратила внимание на то, что социальная сфера - это сфера услуг, в которой невозможно вести деятельность, не учитывая факт существования в ней негосударственных организаций. Принятие решений о простом увеличении ассигнования государственным вузам, государственным образовательным или медицинским учреждениям ведет к тому, что эффективным негосударственным организациям места в этой сфере не будет.
Принимаемое решение по эффективному контракту и условиям оплаты труда надолго предопределит будущий профиль социальной сферы не только по качеству услуг, но и по уровню участия государства в этой области.
При этом замминистра предложила в части подготовки «дорожной карты» эффективного контракта разработать типовой контракт с работником, оказывающим ту или иную услугу. В данном контракте будут учтены помимо зарплаты все виды выплат, включая льготы.
Татьяна Нестеренко также отметила, что подобный типовой контракт может предусматривать право работника отказаться от некоторых льгот, чтобы ему на эту сумму увеличили оплату труда.
В самом общем виде это может привести к тому, что люди, занимающие одни и те же должности, будут получать существенно разную зарплату. Создаются условия, которые должны стимулировать эффективную работу бюджетников. Но они сами пока относятся к очередной реформе без особого энтузиазма. Основной проблемой остается то, кто и по каким критериям будет оценивать их работу. Вряд ли удастся создать объективные требования по каждой из сотен тысяч должностей, существующих в бюджетных учреждениях. А это значит, что в итоге решение по размеру зарплаты будет принимать начальник. Но, учитывая субъективность руководителей, есть основания опасаться, что в этом случае большие зарплаты достанутся либо любимчикам, либо родственникам руководителя, и попадание в эти категории далеко не всегда зависит от профессионализма, пишет ИА «ТП-Информ».

Поделиться: