08:1524.08.12

Россия создает ледокол на воздушной подушке

Россия создает ледокол на воздушной подушке

Минпромторг возобновил проектирование и создание ледокола нового типа - на воздушной подушке. Такой тип судов разрабатывали в СССР в 1980-х годах, но проект был остановлен. Теперь новый ледокол должен помочь строить платформы для добычи нефти и газа на мелководье Карского моря, Обской губы, Каспийского моря. Этот проект - часть программы создания техники для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, сообщает www.morvesti.ru со ссылкой на газету «Известия».
Обычные ледоколы сложно использовать на мелководных участках. У судов, способных плавать на мелководье, гребные винты находятся близко к поверхности воды, и они не обеспечивают необходимой для ледоколов мощности.
«Известия» обратились за комментарием к одному из основателей и проектировщику - завкафедрой Нижегородского государственного технического университета Валерию Зуеву. По его словам, пробный образец такого ледокола был уже готов во время перестройки, но затем наступили сложные времена.
- Я работал над этим проектом и готовлюсь вновь к нему приступить. Принцип работы объясню на простом примере. Допустим, поверхность водоема покрыта льдом. Как его разрушить, не прикладывая усилий? Если из-под льда откачать немного воды, между поверхностью льда и водой образуется воздушная полость. Вода перестает поддерживать ледяной покров, и он начинает самопроизвольно разрушаться, - рассказывает Зуев.
Ледокол не выкачивает воду из-под льда. В основании ледокола, в «подушке», стоит нагнетательная установка, которая через трещины и щели во льду закачивает под него воздух. Лед перестает поддерживаться водой и начинает саморазрушаться под действием тяжести ледокола.
На «новый виток» разработки такого ледокола министерство выделило порядка 90 млн рублей на два года - на эти деньги планируют создать прототип и испытать его. Предполагается, что длина новинки будет достигать 17 метров, ширина - 20 метров, масса - около 320 тонн. Стоимость судна, по мнению Зуева, составит порядка 45 млн рублей. Сегодняшние речные ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург» стоят больше - порядка 3 млрд рублей.
- Это будет принципиально новый вид ледоколов, - рассказывает Зуев. - Атомные ледоколы нужны для прокладки каналов на Севморпути, там совершенно другие мощности и цели. У нашей разработки ограничение по толщине льда - 1,5 метра, сегодня промышленность производит только такие установки. Возможно, в будущем этот показатель увеличится.
По словам разработчика, потенциальные заказчики будущей новинки - нефте- и газодобывающие компании, судоходные и торговые компании, силовые структуры. Зуев добавил, что его ледокол можно использовать на Волге. Этот водный путь может стать международным, если станет возможно соблюдать сроки движения судов.
Главный строитель ледоколов в России - ОАО «Балтийский завод» - сейчас переживает реструктуризацию. Руководство компании запретило конструкторскому и строительному отделам комментировать вопросы строительства новых ледоколов.
- В последнее время случаи появления льда на внутреннем водном пространстве России участились. Сейчас существуют различные типы ледоколов - дизельные и атомные, речные и морские. Они все находятся в распоряжении либо «Росморпорта», либо «Атомфлота». Чтобы делать выводы, нужно увидеть новинку в действии. Но новые идеи - это всегда хорошо, если они будут работать, - говорит вице-президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов.
Прохладно к задумке Зуева отнеслись в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
- Суть ледокола в том, чтобы пропарывать и поддевать лед, - говорит официальный представитель ОСК Алексей Кравченко. - Идея судна на воздушной подушке - уменьшение соприкосновения с поверхностью, и для разрушения льда это не лучший вариант. Конечно, Россия всегда была номером один в строительстве ледоколов. И сейчас делается большой упор на внутренние водные пути. Но сделать окончательный вывод - будет агрегат работать или нет - можно только тогда, когда он появится «в железе».

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: