15:1527.08.12

Если мы хотим дальнейшего развития, то необходимо регулировать всю цепочку от борта судна до прилавка магазина, так как вся экономика рыбака всегда определялась на берегу, Андрей Крайний

Если мы хотим дальнейшего развития, то необходимо регулировать всю цепочку от борта судна до прилавка магазина, так как вся экономика рыбака всегда определялась на берегу, Андрей Крайний

Рыбохозяйственный комплекс - один из стратегических секторов экономики России, особенностью которого является высокая самодостаточность. Рыбная отрасль одна из немногих, где роль государства сводится преимущественно к регулированию и установлению правил. Абсолютное большинство субъектов отрасли являются частными и работают в условиях рынка, практически без всякой государственной поддержки. Единственное предприятие с государственным участием - Архангельский траловый флот - в текущем году в соответствии с планом приватизации также должен перейти в частные руки. Единственные льготы, которые дает государство рыбакам - это субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство и модернизацию судов, также на строительство и модернизацию объектов перерабатывающей береговой инфраструктуры. Именно поэтому рыбная отрасль, в части рыбодобычи, является одной из самых подготовленных к полноценной игре на международном рынке по правилам ВТО. Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний в публикации на prodmagazin.ru рассказал о сегодняшнем дне рыбной отрасли, ей перспективах и проблемах, которые предстоит преодолеть рыбацкому сообществу страны.
«К сожалению, у Росрыболовства никогда не было функционала и полномочий осуществлять государственное регулирование этого сектора рыбохозяйственного комплекса, - отмечает Андрей Крайний. - Росрыболово целенаправленно и последовательно предпринимает шаги по выстраиванию прозрачных и понятных правил работы рыбохозяйственного комплекса. За последние пять лет приняты важные управленческие решения, закрепленные на законодательном уровне, которые дали толчок развитию отрасли. Напомню основные из них.
1. Закрепление долей квот добычи водных биоресурсов на долгосрочной основе за эффективными пользователями;
2. Обязательная доставка всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию;
3. Сокращение перечня видов, изъятие которых регулируется путем установления ОДУ, и переход к оперативному регулированию, в первую очередь - тихоокеанских лососей;
4. Сокращение административных барьеров и налаживание работы ведомства как в части своевременной подготовки приказов, для обеспечения бесперебойной работы флота, так и координацию усилий рыбаков с целью получения максимального экономического эффекта.
Закрепление долей на 10 лет, кроме долгосрочной перспективы для планирования бизнеса и стабильности, явилось своего рода стимулом для более полного освоения выделенного ресурса. Это было подкреплено нормой о досрочном прекращении права добычи при двухлетнем неосвоении 50% выделенных объемов.
Благодаря этим нормам мы смогли существенно сократить число так называемых «рыбных рантье», которые, не имея средств производства и не создавая рабочие места, наживались на федеральном ресурсе, не давая в тоже время развиваться реальным пользователям.
За прошедшие два года мы провели широкую компанию по расторжению долей. Выставленные на аукцион доли перешли в руки рыбаков, имеющих желание и средства для полноценного освоения квот. Кроме того, бюджет пополнился не запланированными доходами.
Так, если в 2009 и 2010 гг. пополнение бюджета за счет аукционов составляло соответственно 21,1 и 1,6 млн руб. соответственно, то в 2011 году в бюджет поступило уже 168 млн. руб., а за первую половину текущего года - 517 млн. руб.
Введенная в 2009 году норма обязательной доставки на таможенную территорию России позволила усилить контроль за выловом, а резкое сокращение числа видов, по которым устанавливается ОДУ, дало ощутимый рост их освоения. Данная мера позволила увеличить добычу ранее недоиспользуемых объектов, таких как макрурусы, камбала, мойва, скаты, водоросли и другие. Кроме того, это дало право пользования водными биоресурсами лицам, которые ранее не осуществляли промышленное рыболовство. Таким образом, созданы условия для более полной загрузки существующих и строящихся производственных мощностей.
Особенно большой эффект дало введение нормы оперативного регулирования тихоокеанских лососей. Благодаря этой новации были поставлены настоящие исторические рекорды по вылову этого объекта, а его суммарная добыча последние 4 года колеблется в зависимости от «рыбного/не рыбного» года от 350 до 546 тыс. тонн, чего не достигалось даже во времена СССР.
Наконец, с целью эффективного регулирования промысла мы воссоздали систему путинных штабов, которые были высоко оценены рыбацким сообществом. В настоящее время в зависимости от сезона в Росрыболовстве действуют штабы по минтаевой, лососевой, сайровой и мойвенной путинам. Таким образом, они охватывают промыслы, дающие более половины общероссийского вылова. Кроме того, должен отметить, что только с 2009 года рыбаки повсеместно получили возможность выходить на промысел с 00 часов нового года, благодаря четкому и своевременному выходу приказов Агентства. До этого времени промысел зачастую начинался в феврале, а в некоторых районах - в марте-апреле, что вызывало справедливое негодование рыбаков.
Перечисленные управленческие и организационные решения переломили негативную тенденцию в отрасли. И тут цифры говорят красноречивее слов. Так, с 2008 по 2011 гг. российский вылов ежегодно увеличивался на 5-10% и достиг 4,3 млн. тонн в прошлом году. Это лучший показатель за последние 10 лет и на 47% превысил показатели самого тяжелого 2004 года.
При этом освоение общих допустимых уловов и рекомендованных квот добычи (вылова) водных биоресурсов (5375,9 тыс. тонн) в 2011 году составило 66 % против 60,3 %, установленного ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах».
Увеличился соответственно объем произведенной товарной пищевой рыбной продукции. И если прирост в 2010 году составлял всего 2%, то в 2011 году товарной пищевой рыбной продукции было произведено 4,882 млн. тонн, что на 6,8 превысило этот показатель 2010 г.
За 2011 год рыбная отрасль по темпам роста ВВП и валовой добавленной стоимости заняла 2-е место среди основных отраслей экономики России. Темп роста ВВП в рыбной отрасли - 12,9 %, что более чем в 3 раза превосходит среднероссийский показатель роста ВВП (4,3 %). По данным Росстата, за I квартал 2012 года рост ВВП и валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли составил 0,2 %.
По данным Росстата, объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту) за 2011 год составил - 1750,8 тыс. тонн, что выше уровня 2010 года на 6,2 %.
В тоже время по предварительным данным за январь-июнь 2012 года произошло снижение объемов на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию
за последние четыре года неуклонно снижается. Так если в 2008 г. Россия ежегодно ввозила 1113 тыс. тонн рыбной продукции, то в 2011 году импорт составил всего 917,1 тыс. тонн, т.е. сократился почти на 18%.
Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса и на фоне значительного снижения импорта мороженой рыбы и рыбного филе доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке на 2011 год, составила порядка 78 % (в 2008 году - 67 %) и вплотную приблизилась к значению, определенному Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации - 80%.
Потребление рыбы и рыбопродуктов с учетом обследования бюджетов домашних хозяйств за 2011 год составило 22,0 кг на душу населения, что на 2,3 кг больше, чем в 2008 г. Соответственно прирост за 4 года составил более 10%.
Во многом рост потребления был обусловлен не только увеличением поставок рыбы на внутренний рынок, но и популяризации этого продукта. Росрыболовство совместно с региональными властями в течении последних 4 лет активно проводило социальную рекламу потребления рыбы.
К сожалению, дальнейший рост потребления без активной помощи государства по продвижению рыбной продукции будет затруднителен.
В целом за 2011 год среднемесячная начисленная заработная плата в рыбной отрасли составила 26 077 рублей (7 место среди основных отраслей экономики), превысив на 11,0 % ее размер за 2010 год и на 10 % общероссийский уровень. За январь-май 2012 года среднемесячная начисленная заработная плата составила 27 924 рублей, превысив на 18,2 % ее размер за аналогичный период прошлого года.
В 2011 году рыбная отрасль продемонстрировала самый высокий темп сокращения просроченной задолженности по заработной плате среди основных отраслей экономики (на 1 января 2011 года она составляла 11,7 млн. рублей, а на 1 января 2012 года 1,5 млн. рублей).
Продолжается положительная динамика роста финансового результата в рыбной отрасли. В 2011 году сальдированный финансовый результат организаций рыбной отрасли составил 14,4 млрд. рублей, что на 29,2 % больше, чем за 2010 год и более чем в 10 раз выше чем в 2008 г.
В 2011 г по сравнению с 2010 годом доля прибыльных организаций в рыбной отрасли увеличилась на 1,6 % до 78,5 %. В рейтинге по доле прибыльных организаций среди основных отраслей экономики у рыбной отрасли по итогам 2011 года 2 место.
Оборот организаций рыболовства и рыбоводства за 2011 год составил 128,7 млрд. рублей, что в действующих ценах на 12,3 % больше, чем за 2010 год. Причем этот показатель стабильно растет последние 5 лет. За январь-май 2012 года - 61,1 млрд. рублей.
Еще раз хочу подчеркнуть, что это «голые» цифры. Однако за ними стоит большая работа. Росрыболовство за последние 4 года разработало 28 поправок в Закон о рыболовстве и в другие Федеральные законы. Из них 16 законопроектов было принято за этот срок, 12 - мы надеемся, будут приняты в 2012-2013 гг. Кроме того, Росрыболовство разработало, а Правительство утвердило 48 постановлений и 29 распоряжений. Число ведомственных нормативных актов, изданных за эти годы, превысило три сотни.
Однако необходимо учитывать, что эффект от принятых управленческих решений скоро иссякнет и мы уже в этом году можем остановиться на достигнутом уровне или снизим показатели.
Поясню. Рост вылова произошел за счет природы, но сырьевая база рыболовства имеет свой предел. Это около 4,5-5 млн. тонн в год. Мы уже близки к этому показателю. СССР добывал до 11 млн. тонн, при этом до 7 млн. тонн - за пределами своих вод. Там мы сейчас берем только около 0,7 млн. тонн. При этом в СССР был мощнейший флот, дотационное горючее, плановая система сбыта, а отсутствие регулирования во многих районах Мирового океана позволяло свободно работать нашим судам. Понятно, что это прошлое, но у нас есть возможность не снизить темпы роста. Для этого необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нашего законодательства. В первую очередь необходимо убрать излишние административные барьеры, расширить рыбохозяйственные исследования, проработать вопросы экономического симулирования отрасли и усилить работу в международном плане по возврату флота в традиционные районы лова.
Прежде чем рассмотреть пути повышения эффективности освоения ресурсной базы, а соответственно и роста вылова, остановлюсь на одном моменте. А именно, зачем это нужно? Во-первых, в прошлом году Россия экспортировала 1,7 млн. тонн и импортировала 0,9 млн. тонн. При этом внутренний рынок потребления быстро растет и есть возможность его наполнения за счет рыбы именно российского происхождения. Во-вторых, необходимо наращивать экспортный потенциал отрасли. В-третьих, в настоящее время рыба становится стратегическим ресурсом.
СССР большую часть вылавливаемой рыбы поставлял в качестве помощи развивающимся государствам. Для многих африканских стран рыба стала практически единственным источником белка. Теперь ее стоимость постоянно растет по мере роста населения и сокращения рыбных ресурсов. В этой связи многие страны пытаются закрепиться в зонах африканских государств и в конвенционных районах, а также монополизировать поставки рыбы в Африку, Азию и Южную Америку. Это мощнейший политический и экономический рычаг. Именно поэтому России, пока не поздно, надо наращивать объемы вылова как за счет более полного освоения своих ресурсов и насыщения своего рынка, так и путем повышения использования ресурсов других стран и внедрения на их рынки.
Теперь остановлюсь на основных моментах, которые позволят российским рыбакам расширить ресурсную базу и более эффективно ее осваивать.
В первую очередь необходимо устранить выявленные правоприменительной практикой противоречия. Это касается в первую очередь регулирования прибрежного рыболовства, вопросов переработки на судах и перегрузов в море. Сейчас мы рискуем прийти к тому, что прибрежка при нынешней системе контроля в большинстве районов Дальнего Востока и Севера просто умрет. Вылов экспертно сократится на 300-500 тыс. тонн. Будут разорены многие предприятия. И все это произойдет под лозунгом «Разовьем российский берег и завернем российскую рыбу в Россию». Однако административной дубинкой экономику не оздоровить, ее можно только сломать. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вариант отказа от понятия прибрежное рыболовство, как отдельного вида коммерческой деятельности с особым (кстати, более жестким) режимом администрирования. Мы считаем, что необходимо по максимуму всю рыбу стараться завлечь (именно завлечь, а не заставить) пойти на российские береговые предприятия. Это можно сделать даже при тех ограничениях, которые на нас накладывает ВТО. Сейчас рыбаки платят 15% от ставки сбора за водные биоресурсы, что составляет в целом по отрасли около 4 млн руб. Предлагается отменить уплату этого сбора для предприятий выгружающих рыбу на российский рынок, и установить полную ставку сбора для тех, кто экспортирует сырье за рубеж. Полученные средства, а это может быть порядка 5-10 млрд. руб. должны целенаправленно адресоваться субъектами на субсидирование переработки.
Кроме того, необходимо вплотную заняться береговой переработкой, чего Росрыболовство в рамках своих полномочий не могло осуществить. В 2008 году на рыбную отрасль был распространён «Единый сельхозналог». Однако под действие этого налогового режима не попали береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Из-за этого реальная эффективность единого сельхозналога в рыбной отрасли невелика. Предлагаем исправить закон и допустить к единому сельхозналогу крупный рыбацкий бизнес и береговую рыбопереработку.
Ключевым моментом в современное время в отрасли является старение основных материальных фондов. Все понимают необходимость развития отечественного судостроения, но считаем целесообразным его стимулировать экономическими мерами. Рыбаки готовы вкладывать деньги в строительство судов, как они это делают сейчас, строя современные заводы по переработке. Камчатка - яркий тому пример. Мы закрепили участки на 20 лет, и у бизнеса появился горизонт планирования, возможность для инвестирования. Предлагаем закрепить с 2018 года доли квот не на 10, а на 20 лет (период окупаемости судна около 12-15 лет). Кроме того, - принять постановление об отмене таможенных пошлин на оборудование для судов, которое не производится в Таможенном союзе, а также субсидировать кредитные ставки под строительство судов по кредитам не на 5, а на 10 лет. Это даст толчок обновлению флота и приведет к повышению эффективности работы отрасли.
Но до реализации этого комплекса мер, необходимо завести в наши порты уже имеющиеся суда. Это более 80 судов, которые работают за пределами нашей зоны. Предлагаем исключить из таможенного законодательства взимание таможенных платежей с судов построенных или модернизированных за рубежом до 2018 года, взимая с них только регистрационный сбор. В случае принятия Правительством такого решения ежегодный экономический эффект от захода этих судов в российские порты, включающий судоремонт, снабжение и обслуживание составит по оценкам Союза рыбопромышленников Севера почти 4,3 млрд. рублей.
Поставки рыбы в российские порты возрастут ежегодно на 30-35 тыс. т, а отчисления в бюджеты всех уровней от налога на прибыль - на 120 млн. руб. Таким образом, на чаше весов с одной стороны некие «виртуальные деньги» от уплаты таможенных пошлин, которые никогда не поступят в бюджет, так как суда просто продолжат работать за пределами наших вод, с другой стороны вполне реальный мультипликативный экономический эффект.
Решение вопроса с обновлением флота, повышение его производительности и стабилизации цен на топливо, не позволит увеличить вылов без расширения ресурсной базы отечественного рыболовства. И здесь необходимо принятие кардинальных мер в части науки и международного сотрудничества.
С каждым годом сокращается число экспедиций, а соответственно снижается и обоснованность прогнозов вылова. По некоторым объектам мы используем результаты исследований 2000-2007 гг., а по иностранным зонам - зачастую данные СССР. Связано это с финансированием, которое резко сократилось после 2008 года.
В результате принятия политического решения, запрещающего производство продукции при ресурсных исследованиях, институты были переведены на полное бюджетное финансирование. На 2009 год из обоснованных 5,5 млрд. рублей, на науку было выделено только 4,5 млрд. руб. Однако из-за финансового кризиса в 2009 году было проведено два секвестра. В итоге было доведено только 3,4 млрд. В 2010 и 2011 гг. эта секвестированная цифра осталась неизменной, не взирая на инфляцию и рост ГСМ, что привело к двукратному снижению количества выполненных экспедиций и информационного обеспечения прогноза. Напомню, Россия, как и другие развитые страны, придерживается предосторожного подхода в управлении ресурсами. Это означает, что при отсутствии исследований автоматически должны сокращаться квоты на вылов. Поэтому сохранение ситуации с финансированием, приведет уже 2014 гг. к сокращению общих допустимых уловов на 0,4-0,6 млн. тонн только в водах России, а это приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет на 1,5 млрд. рублей.
Поэтому уже в следующем году необходимо дополнительно предусмотреть целевые средства на экспедиционные исследования в Арктике (2 экспедиции - в Чукотское и Карское моря), в Северо-западной части Тихого океана (сайровая и лососевая экспедиции), а также у берегов западной Африки (Марокко, Мавритания, Сенегал, Гвинея-Биссау). Африканское направление при этом является крайне важным. Россия практически единственная страна, которая проводит в последние годы изучение запасов у западного побережья Африки. Однако финансирование хватает только на северную часть района (Марокко и Мавритания). А в 2013 году при планируемом сокращении финансирования мы вообще встанем перед проблемой отказа от проведения исследований и не выполним свои обязательства по межправительственному соглашению.
В прошлом году мы подписали соглашения с Сенегалом и Гвинеей-Биссау. Одним из условий допуска наших судов в воды этих стран является проведение оценки запасов, обучение студентов этих стран в России, а также материально-техническая помощь. В данном регионе мы имеем сильных соперников: ЕС, Китай и Корею. Скажу только, что Китай в текущем году завершил строительство комплекса зданий, который преподнес в дар республики Гвинея-Биссау. Такие же вложения идут и в другие страны в обмен за доступ к ресурсам. Однако у нас есть свои преимущества, и это, прежде всего, - наука.
По данным ученых в ближайшие годы будет происходить снижение запасов пелагических рыб в Атлантике. Запасы основного вида российского промысла - путассу уже сократились в разы и продолжают падать. Снижаются запасы сельди и мойвы.
По сравнению с 2008 г. в 2011 г. запасы основных пелагических рыб в Северной Атлантике снизились: путассу в 4,5 раза (с 3,6 до 0,8 млн. тонн), сельди в 1,2 раза (с 11,8 до 9,5 млн. тонн), мойвы в 1.6 раза (с 2,5 до 1,5 млн. тонн).
Может случиться так, что в ближайшие несколько лет нам будет некуда девать даже наши устаревшие суда, если мы не закрепимся в Африке. Для выделения там нашим рыбакам квот необходимо: профинансировать регулярные экспедиционные исследования; Минобрнауки увеличить квоты на обучение граждан Сенегала, Гвинеи-Биссау, Мавритании и Марокко; поставить в рамках безвозмездной помощи в 2012-2013 гг. патрульные катера (1 - Сенегал, 1 - Гвинея-Биссау).
Наконец остановлюсь на нашей общей боли, а именно на состоянии инфраструктуры. Все наши желания максимально наполнить внутренний рынок рыбой, все чаще упираются в невозможность это сделать.
Поэтому сейчас вопрос первостепенной важности - организация доставки рыбопродукции из районов промысла на Дальнем Востоке к основным центрам рыбопереработки и потребления продукции. Сейчас техническая изношенность специализированного подвижного состава во много раз хуже даже рыбодобывающего флота, а значительная «рыночная власть» операторов этого подвижного состава приводит к удорожанию продукции. Не секрет, что в разгар лососевой путины цены на услуги перевозки взлетают в 2 раза (нынешний год - не исключение). Но даже при этом, сервис оставляет желать лучшего, и судам приходится сутками простаивать под выгрузкой, а судовладельцам нести огромные затраты. Все это стимулирует перенаправление рыбных потоков за рубеж, в первую очередь в Китай.
В этой связи необходимы значительные капиталовложения в инфраструктуру. Но их нет. ОАО «РЖД» перевозит ежегодно около 600 тысяч тонн рыбопродукции. Более половины - из Владивостока. Но, несмотря на приличную прибыль, деньги в развитие припортовых путей для рыбных терминалов не вкладывают.
В прошлом году 30 тыс. тонн лососевых были отправлены из Камчатки в Санкт-Петербург Северным морским путём. Однако и этот перспективный путь натолкнулся на косность наших ведомств. В соответствии с тарифной сеткой, установленной ФСТ для перевозки грузов, рыба попало в число прочих грузов, а максимальный тариф на ледокольную проводку составил 1048 руб. за тонну, что в 5 раз выше тарифа для нефтепродуктов и в 10 раз - для леса. При таких тарифах мало шансов, что рыбная продукция пойдет по этому пути.
Инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру и развитие Севморпути улучшат логистическую цепочку между районами промысла и рынками сбыта. Привлекательность и удобство условий доставки рыбопродукции на внутренний рынок увеличат общий объём доходов рынка. Поэтому жизненно необходимо включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» деньги на развитие припортовых мощностей, а также снизить тарифы на ледокольное сопровождение рыбопродукции Севморпутём.
В завершении хочу акцентировать внимание на тезисе, о котором мы говорим последние два года. Мы уже научились ловить рыбу и регулировать этот вид деятельности. Но если мы хотим дальнейшего развития, то необходимо регулировать всю цепочку от борта судна до прилавка магазина, так как вся экономика рыбака всегда определялась на берегу».

Поделиться: