11:5929.08.12

Заложники Минобороны: новоземельцы, возвращающиеся из летних отпусков вместе с детьми, уже 3 недели не могут вернуться домой

Заложники Минобороны: новоземельцы, возвращающиеся из летних отпусков вместе с детьми, уже 3 недели не могут вернуться домой

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, решение Росавиации о запрете с 1 августа гражданских полетов на остров Новая Земля поставило чуть не в тупиковое положение возвращающихся из отпусков гражданских и военных специалистов, постоянно проживающих в поселке Белушья Губа. Таковых скопилось на 28 августа в Архангельске в количестве более сотни, с семьями и детьми. Они ожидают здесь обещанного Минобороны рейса самолета Ил-76 уже 3 недели.
Специально для новоземельцев аэропорт «Архангельск» выделил 47 дешевых мест в своей гостинице - стоимостью от 300 до 600 рублей в сутки, переселив все летные экипажи в дорогие номера. Остальные «вынужденные невозвращенцы» расселились по знакомым и гостиницам города. Но это еще не все, кто живет и работает в Белушьей Губе, скоро начнется новый виток накопления желающих вылететь и вернуться на остров, не имеющий морского пассажирского сообщения.
На Новой Земле большое число работ выполняется гражданским персоналом и вахтовиками, поэтому заменять регулярный гражданский авиарейс военный «эвакуатор» Ил-76 долго не сможет. Пока он перевозит только специалистов, обслуживающих Центральный полигон Минобороны. Их жены и дети по состоянию на 28 августа так и не могут выбраться домой - их просто не берут в самолет. Вернутся ли дети к 1сентября, когда пора идти в школу, зависит от решения оборонного ведомства.
Напомним, что проблема возникла из-за того, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отказалась обслуживать диспетчерский пункт в островном аэропорте Рогачево (Амдерма-2). Причина сокращения персонала официально не называется. За расплывчатой формулировкой «во исполнение поручения руководителя», вероятнее всего, скрывается банальная экономия средств. «Цену вопроса» для гиганта, показавшего за 2011 год 6 млрд. рублей прибыли, также никто из чиновников до сих пор не озвучил. 
Остров, на котором расположен Центральный полигон России, имеет закрытый статус. Административно Новая Земля входит в Архангельскую область, но режим пребывания людей на острове регулируется Министерством обороны. При этом никто из гражданских чиновников так и не может назвать того «крайнего», кто обязан обеспечить транспорт на остров. 
Проблема зависла в бюрократической машине после того, как «Госкорпорация по ОрВД» направила уведомление в авиакомпанию «Нордавиа», предложив коммерческой компании самой договариваться с военными диспетчерами на обслуживание своих полетов. Военные дали ответ, что не имеют ни специально обученных на обеспечение гражданских полетов диспетчеров, ни лицензий, ни сертификатов, и брать ответственность отказываются. 
Летать без диспетчера гражданским пассажирским самолетам в условиях суровой Арктики не просто безумие - это еще и запрещено. Соответственно, «Нордавиа», получив запрещение к полетам, третью неделю выдерживает натиск претензий со стороны прокуратуры и ежедневно дает объяснения прессе. Авиатор постоянно повторяет, что вовсе не отказывается летать и несет еженедельно убытки от простоя АН-24. Всего с 1 августа отменены 7 плановых авиарейсов из Архангельска на Новую Землю и обратно. 
Все ведомства, причастные к полетам в Арктике, от Росавиации до агентства транспорта правительства Архангельской области, без малого два месяца ведут переписку между собой, с «Госкорпорацией ОрВД», Минобороны и прокуратурой, при этом воз и ныне там. 
Клубок аэропортовских проблем завязан и со стороны диспетчеров. Заранее, еще зимой «Госкорпорация ОрВД» бесплатно доучивала двух военных диспетчеров для работы с гражданскими самолетами, предполагая свой полный уход. Обучение-то люди прошли, но к лету успели уволиться на пенсию. Военные опять остались без обученного персонала. Осознав, что проблема только нарастает, Госкорпорация уже готова была возобновить работу диспетчерского пункта на острове, но теперь нужно заново получать разрешение от Росавиации. А там уже успело поменяться назначение аэропорта с совместного на только военное, следовательно, разрешение гражданским дать не могут, поскольку требования разные, по идее, нужно заново проводить сертификацию... И уже не очень понятно, возможно ли в ближайшее время постепенное шаг за шагом развязывание этого узла, либо необходимо уже вмешательство на уровне первых лиц страны, чтобы разрубить этот «гордиев узел», пишет www.rusnord.ru.

Поделиться: