13:5031.08.12

К 2018 году «Росатомфлот» планирует перейти на самоокупаемость

К 2018 году «Росатомфлот» планирует перейти на самоокупаемость

«Перед ФГУП «Росатомфлот» стоит задача - к 2018 году полностью отказаться от субсидирования из федерального бюджета», - об этом 8 августа в Санкт-Петербурге на круглом столе заявил заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Росатомфлот» Станислав Головинский. Он отметил, что перейти на самоокупаемость «Росатомфлот» сможет только при вводе в строй завода по сжижению газа компании «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.
По словам Станислава Головинского, ФГУП «Росатомфлот» имеет два источника финансирования - выручка предприятия и федеральные субсидии, сообщило ИА «Регнум». «Мы получаем субсидию из федерального бюджета на содержание объектов и использование атомной энергии, - пояснил Головинский. - Если в 2008 году мы получали 1,8 млрд рублей, то сегодня и на ближайшие 3 года государство планирует выделить 1,364 млрд рублей. То есть за четыре года «Росатомфлот» смог снизить нагрузку на федеральный бюджет в размере почти 600 млн рублей. При этом коммерческая выручка «Росатомфлота» растёт. С 985 млн рублей в 2009 году она увеличилась до 1,9 млрд рублей в 2011 году. В 2012 планируется ещё большее увеличение выручки».
Станислав Головинский рассказал об основных направлениях работы «Росатомфлота» в настоящее время: «Первое направление связано с вводом в Финском заливе портов Усть-Луга, Приморск и Высоцк, где благодаря стотысячным танкерам стали востребованы для их проводки и атомные ледоколы. В 2012 году в этих портах уже в плановом порядке работало два ледокола - «50 лет Победы» и «Россия». Они провели 322 судна, а общий грузопоток составил около 5 млн тонн».
При этом, как подчеркнул Головинский, «это не совсем то место, для чего создавался атомный ледокольный флот», но грузопоток Северного морского пути сегодня составляет 3 млн тонн, поэтому деятельность в Финском заливе сегодня «очень важное направление для «Росатомфлота».
Второе направление работы «Росатомфлота» связано с Кольским полуостровом. «От Кандалакшского морского торгового порта производится вывоз углеводородного сырья в зимний период в Европу, летом - на восток», - пояснил Станислав Головинский.
Одним из основных направлений деятельности «Росатомфлота» остаётся трасса Севморпути. Станислав Головинский пояснил: «Это направление в основном связано с обеспечением работы судов ОАО «ГМК «Норильский никель». Компания построила суда ледового класса, в проводке они не нуждаются. Но двигаться с коммерческой скоростью -12-13 узлов сами - без атомных ледоколов - они не могут. Поэтому в 2011 году «Росатом» и «Норильский никель» заключили трехлетний контракт».
Кроме того, по словам Головинского, «Росатомфлот» «заставил задуматься администрацию Суэцкого канала о том, что у них есть сильный конкурент». «Чтобы привлечь на трассу Севморпути грузовые танкеры, мы снизили тариф ниже уровня проводки через Суэцкий канал, - объяснил Головинский. - Если закон предлагает нам устанавливать 17 долларов США в сутки за проводку судна, то мы снизили до 4,5 долларов США». Напомним, в 2011 году «Росатомфлот» увеличил грузопоток Севморпути со 120 тысяч тонн до 830 тысяч тонн.
Однако, по мнению Головинского, пока «Росатомфлот» работает «в системе значительной неопределенности» и дальнейшего резкого увеличения грузопотока в ближайшие три года не предвидится.
«Основной рост, благодаря которому «Росатомфлот» сможет отказаться от федерального субсидирования, наступит при вводе в строй завода по сжижению газа компании «Ямал СПГ» (основными акционерами ОАО «Ямал СПГ» на май 2012 являются компании «Новатэк» - 80% акций и «Тоталь» - 20%. - Ред) на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (первая очередь должна быть запущена в 2016 году. - Ред.), а также при создании морского порта в Сабетте». При запуске трёх очередей завода грузопоток из порта в Сабетте может составлять порядка 15 млн тонн. «Тогда атомный ледокольный флот станет и самоокупаемым, и прибыльным», - резюмировал Головинский.
Секретарь Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области Сергей Жаворонкин продолжил эту тему, дав комментарий ИА «Nord-news»: «Выход на самоокупаемость атомного ледокольного флота имеет несколько составляющих. И в числе главных - это увеличение грузопотока по трассе Северного морского пути. Пока же объёмы остаются незначительными для решения этой задачи. В ближайшее время, с 2017 года, следует ожидать постепенного увеличения грузопотока, что связано с освоением газоконденсатного месторождения на Ямале. По оптимистическим прогнозам это составит примерно 15 млн тонн в год к 2020 году.
Вторая важнейшая составляющая перехода на самоокупаемость - это снижение внутренних расходов. Это касается и эксплуатации флота, и содержания судоремонтной базы.
Перед «Атомфлотом» стоит и задача обновления своего флота, а это серьёзные инвестиции. Новости последних дней говорят, что строительство атомного ледокола нового поколения стронулось с мёртвой точки. Но без поддержки государства при этом обойтись будет трудно.
Ещё одной составляющей перехода на самоокупаемость является утилизация выведенных из эксплуатации атомных ледоколов, которая тоже потребует инвестиций. Добавьте сюда и утилизацию судов вспомогательного флота. В оценке сроков перехода на самоокупаемость я предпочёл бы быть «оптимистичным реалистом».
У меня нет сомнений в обеспечении безопасности использования атомного флота на трассе СМП сегодня, но для безопасного будущего надо срочно решать вопросы кадрового обеспечения и флота и береговой инфраструктуры СМП».

Поделиться: