13:0103.09.12

Входим в ВТО: риски негативного влияния на развитие российской экономики связываются со снижением уровня тарифной защиты, Валерий Горегляд

Входим в ВТО: риски негативного влияния на развитие российской экономики связываются со снижением уровня тарифной защиты, Валерий Горегляд

В Счётной палате РФ под председательством заместителя председателя Счётной палаты Валерия Горегляда прошло заседание экспертно-консультативной группы «Бюджетная политика и макроэкономические параметры роста». Тема заседания: «Вступление в ВТО: влияние на бюджетную систему и перспективы адаптации реального сектора».
Открывая заседание, Валерий Горегляд отметил, что по данным ВТО, в 2010 году Россия вошла в число ведущих стран по объему внешнеторгового оборота, занимая 12-е место по экспорту (2,6% мирового экспорта) и 17-е место по импорту товаров (1,6 %), а также 23-е место по экспорту коммерческих услуг и 16-е место по их импорту.
Однако при этом в экспорте России топливно-энергетические ресурсы и металлы, за счёт которых достигаются лидирующие позиции в мировом экспорте, составляют около 80%. В то же время доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств в российском экспорте составляла всего 5,7% в 2010-м и 4,5% в 2011 году.
При вступлении в ВТО Россия не будет брать на себя обязательства по обеспечению доступа к своим природным ресурсам, к трубопроводному транспорту, по выравниванию внутренних и мировых цен на ресурсы, в том числе на газ, и по разделению госкомпаний. По условиям договора Россия также не берёт на себя обязательство открыть недискриминационный доступ иностранных товаров к госзакупкам, равно как и не присоединяется к соглашению ВТО по торговле гражданской авиатехникой, нормы которого в значительно большей степени, по сравнению со стандартными правилами ВТО, упрощают условия доступа импортной авиатехники на отечественный рынок.
Важным положительным аспектом, на взгляд Валерия Горегляда, является возможность доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются торговыми партнерами.
Россия сегодня входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. По состоянию на 1 июня 2012 года в отношении российских товаров действуют около 100 ограничивающих мер, в том числе: антидемпинговая пошлина, специальная защитная пошлина и нетарифные меры.
После ратификации Российской Федерацией соглашений по ВТО будет автоматически отменен ряд ограничительных мер в отношении нашего экспорта, установленных различными странами (сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование). На следующем этапе через консультации с членами ВТО должны быть сняты еще 92 ограничивающие меры. Согласно докладу Всемирного банка по российской экономике, сделанному в текущем году, присоединение России к ВТО может добавить 3,7% к российскому ВВП в период 2012-2016 годов и 11% в период 2012-2021 годов.
В то же время особое внимание Счетной палаты направлено на вероятные риски, которые могут возникнуть после вступления России в торговую организацию. В первую очередь риски негативного влияния на развитие российской экономики связываются со снижением уровня тарифной защиты. Существуют опасения, что необходимость приведения программ адресной государственной поддержки и субсидирования в соответствие с нормами и правилами ВТО может повлечь снижение масштабов государственной поддержки отдельных отраслей экономики, таких как автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, производство медицинской техники и сельское хозяйство.
В связи с принимаемыми на себя Россией обязательствами в рамках ВТО средневзвешенные ставки ввозной таможенной пошлины составят в 2013 году 7,24% против 9,5% в 2012 году, а к 2015 году снизятся до 5,94%.
С учетом снижения средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары общее снижение доходов федерального бюджета в связи с присоединением Российской Федерации к ВТО (по сравнению с более ранними оценками), по данным Минфина России, составит суммарно за 2013 - 2015 годы 913 млрд рублей.
Действующая в России система государственной финансовой поддержки экспорта существенно уступает аналогичным мерам, применяемым в странах - членах ВТО, по масштабам и эффективности. «Принципиально важной задачей в свете присоединения России к ВТО является не только приведение норм и правил предоставления господдержки экспорта в соответствие с требованиями ВТО и ОЭСР, но и создание конкурентоспособной на уровне лучших зарубежных аналогов системы комплексного продвижения российского экспорта и государственной поддержки международного бизнеса отечественных компаний», - заявил Валерий Горегляд.
Не менее важным вопросом остается координация работы субъектов Российской Федерации по адаптации к новым условиям работы в рамках ВТО. Согласно информации, полученной от регионов, вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в лице Минрегиона России на данном этапе ограничиваются мониторингом ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Федерации, в том числе на монопрофильных территориях.
Необходимо обеспечить разработку общих методических подходов с учетом специфики субъектов Российской Федерации к функционированию их экономик в условиях ВТО. «Отсутствие скоординированной системы действий региональных и федеральных органов власти по вопросам подготовки регионов к работе в условиях ВТО приводит к тому, что регионы используют различные подходы как к оценке последствий присоединения России к Всемирной торговой организации на их экономику, так и к разработке программ ее функционирования в этих условиях. В ряде регионов указанные мероприятия не проводятся вообще», - отметил замруководителя контрольного органа.
Из 54 мероприятий, предусмотренных Планом действий правительства по адаптации в отношении всех отраслей экономики, выполнение 40 мероприятий было намечено в сроки до начала июня 2012 года. По информации Минэкономразвития России, в указанные сроки было исполнено 25 мероприятий, исполнены частично - 9, не исполнены - 6.
По мнению главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, вступление в ВТО это экономический инструмент, которым может воспользоваться отечественная промышленность. Но возлагать на членство в ВТО какие-то большие надежды, связанные с притоком иностранных инвестиций в страну и значительным ростом реального сектора экономики, а затем на этой основе делать порой слишком оптимистические прогнозы, по крайней мере, опасно, ведь ожидания могут и не оправдаться. «В первую очередь, опасения вызывает отсутствие гарантий того, что инвестиции действительно будут расти опережающими темпами; скорее всего, просто вырастет потребление либо оно переориентируется в пользу импорта», - полагает эксперт.
С точки зрения краткосрочных положительных эффектов возможно позитивное влияние на инфляцию, если произойдёт изменение структуры потребления в связи с понижением импортных пошлин и конечные продукты станут дешевле. Однако такие ожидания скорее излишне оптимистичны, считает Наталья Орлова: сектор торговли может воспользоваться данной ситуацией с целью получения дополнительной прибыли, и конечный потребитель, то есть,  население, влияние этих эффектов на себе может и не ощутить. Постепенное снижение пошлин в течение 5-7 лет, с точки зрения макропрогноза, не повлечет за собой каких-то серьезных рисков.
Профессор российской экономической школы Наталья Волчкова также указала на то, что, несмотря на проводимую Правительством политику, направленную на модернизацию экономики, уровень российского экспорта на мировом рынке за последние 10 лет сократился на 50%, что повлекло за собой существенное отставание России в этой области от зарубежных партнеров. Основные возможности роста экспорта изначально зависят от выхода на рынок новых экспортеров. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы помочь новым отечественным фирмам выйти на мировую торговую арену, найти и занять там свои ниши.
По мнению Натальи Волчковой, сложным в условиях членства России в ВТО всё ещё остается вопрос применения защитных мер от импорта. В этой области необходим взвешенный подход к торговым отношениям с каждой страной - партнером по ВТО в отдельности. Прежде чем применять ограничительные санкции по импорту следует четко для себя представлять, что разрешение споров в рамках ВТО может повлечь ответную реакции в отношении российского экспорта, причём выбор экспортной отрасли может оказаться несимметричным, и ответный удар примут на себя наши основные экспортеры.
Кроме того, обобщая позитивные и негативные эффекты от присоединения к ВТО, мы получаем усредненные показатели незначительного роста или падения производства в 1-3%.
Проблема заключается в том, что в отдельно взятом регионе отдельные отрасли производства по-разному ощутят на себе действие этих эффектов, считает эксперт. Например, металлургия в таких условиях сможет повысить количество выпускаемой продукции примерно на 15 процентов, а легкая или пищевая промышленность в это же время потеряют около 7 - 8 процентов выпуска. В отдельных моногородах падение выпуска продукции может достигать 50-60 процентов. «При этом необходимо учитывать обширность территории страны. Положительные эффекты будут концентрироваться в приграничных территориях, а по мере удаления от границ страны транспортные издержки нивелируют преимущества от снижения ставок тарифов», - напомнила Наталья Волчкова.
Председатель совета директоров Международной медиа группы Михаил Крук обратил внимание на необходимость совершенствования статистического инструментария. Органы власти должны иметь возможность наблюдать динамику трансформации экономики в режиме «он-лайн». Только в этом случае меры государственного регулирования могут быть эффективными и своевременными. «Необходимо с момента вступления в ВТО начать ежедневный мониторинг изменения ситуации по всем отраслям экономики». В этих целях Михаил Крук предложил рассмотреть идею создания специального мониторингового центра.
Сегодня, на момент вступления в ВТО, российская экономика представляет собой - отсталые технологии, слаборазвитую промышленность и неэффективное распределение производственных сил по стране, продолжил профессор Финансового университета при правительстве РФ Владимир Гамза. Главная задача государства - создать в стране комфортный, лучший в мире бизнес-климат с целью прихода наиболее авторитетных иностранных предпринимателей. США и Европа постоянно повышают стандарты качества для своих производителей, тем самым защищая собственные рынки от некачественного импорта.
Россия же мерами финансовой поддержки старается законсервировать невысокое качество отечественной продукции, вместо того, чтобы на взаимовыгодных условиях привлечь иностранных инвесторов с целью создания на своей территории высокотехнологичной промышленности, которая будет в состоянии успешно конкурировать со своими зарубежными оппонентами.
«Кому будет принадлежать производство - это важный вопрос, но не самый актуальный. Уже сегодня около 80% крупного российского бизнеса не является национальным. Жизненно важно, чтобы производство располагалось на территории России, в целом работало на развитие ее экономики и создавало необходимые рабочие места и потребительский спрос», - резюмировал Владимир Гамза.
Как сообщил департамент информации СП РФ, подводя итог заседанию, заместитель председателя Счётной палаты Валерий Горегляд отметил, что высказанные экспертами мнения и переданные ими рабочие материалы будут учтены при подготовке заключения Счётной палаты на проект федерального бюджета.
Экспертно-консультативная группа создана в рамках подготовки заключения Счётной палаты на проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. В неё вошли ведущие экономисты страны, работающие в государственных, корпоративных и исследовательских структурах, сообщает www.fcinfo.ru.

Поделиться: