14:1603.09.12

«Газпром» отложил проект освоения Штокмана. На очереди - «Южный поток»?

«Газпром» отложил проект освоения Штокмана. На очереди - «Южный поток»?

Сказав «А» в Арктике, российскому газовому гиганту следует сказать «Б» на юге Европы, где Кремль проталкивает сверхдорогой и крайне политизированный трубопроводный проект, - пишет Андрей Гурков, экономический обозреватель «DW». «У «Газпрома» до сих пор имелись два сверхамбициозных и с финансовой точки зрения крайне рискованных мегапроекта: освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море и прокладка трубопровода «Южный поток» по дну Черного моря и через целый ряд стран Юго-Восточной Европы. От одного из них российский гигант теперь отказался.
Планы разработки Штокмана пришлось заморозить (по меньшей мере временно) из-за того, что добытый и сжиженный в ледяных арктических водах газ окажется настолько дорогим, что его невозможно будет продать. Америка из-за «сланцевой революции» как потенциальный покупатель отпала: там сейчас столько дешевого газа, что его даже собираются экспортировать в Азию и Европу.
А на традиционном для России европейском рынке спрос на голубое топливо, вопреки прежним газпромовским прогнозам, не растет. Более того, в условиях широкомасштабного освоения возобновляемых источников и повсеместного энергосбережения, скорее, даже будет падать.
Не совсем, правда, понятно, что именно побудило «Газпром» ударить сейчас по тормозам. То ли то, что из проекта начали выходить иностранные партнеры, обладающие необходимыми технологиями для работы на шельфе, то ли руководители концерна, осознав, что прежние планы на данном этапе коммерчески бесперспективны, сумели убедить в этом и Кремль. Ведь ещё в конце марта уже избранный президентом российский премьер Владимир Путин упрямо не желал мириться с объективной реальностью, заявляя: «Штокман мы будем разрабатывать всё равно».
Как бы то ни было, ничего «постыдного» в действиях компании, гибко реагирующей на меняющиеся рыночные условия и предпочитающей не рисковать деньгами своих акционеров, нет. Однако сказав «А» в Арктике, «Газпрому», по логике вещей, следовало бы сказать теперь и «Б». Если спрос на газ в Европе развивается совсем не так, как ожидалось, то оправдан ли в такой ситуации другой архидорогой мегапроект - трубопровод «Южный поток», предполагаемая стоимость которого сопоставима с затратами на первый этап освоения Штокмана?
Ведь чего-чего, а транспортных мощностей «Газпрому» сейчас вполне хватает. Так, все еще сильно недозагружен «Северный поток», а уже в ближайшие месяцы вступит в строй его вторая нитка. К тому же в южных странах ЕС, ради снабжения которых и собираются прокладывать новый трубопровод, из-за долгового кризиса идут глубокие структурные преобразования, и вряд ли кто возьмется сейчас предсказать, насколько серьезно они изменят в будущем объемы и характер энергопотребления.
Однако отказаться от «Южного потока» Москве будет куда труднее, чем от Штокмана. Арктический проект никогда не был очень политизированным, а потому имиджевый ущерб от его приостановки для Кремля не особо велик. А вот идея прокладки трубы в обход Украины и в пику европейскому конкуренту «Nabucco» с самого начала сопровождалась мощной пропагандистской кампанией. Поэтому сложилось стойкое ощущение, что вся эта затея, прочно связанная с именем Владимира Путина, вообще скорее политическая, чем коммерческая.
Но от «Nabucco» в его первоначальном виде европейские инвесторы уже отказались. Значение Украины как транзитной страны после введения в строй «Северного потока» заметно снизилось, а газ из Азербайджана в любом случае пойдет на запад через Турцию, и никакая российская труба этому новому каналу снабжения Европы помешать не сможет. Так стоит ли в таком случае городить огород ценою в 20 или даже более миллиардов долларов, подвергая долговым рискам крупнейшую компанию страны и главного донора российского бюджета?
Может, «Газпрому» целесообразнее было бы вложить (несравнимо более скромные) деньги в модернизацию существующей газотранспортной системы? Или инвестировать их в дальнейшее развитие Уренгоя и освоение Ямала? Ведь минувшей холодной зимой в Европе возникло впечатление, что у «Газпрома», скорее, проблемы с добычей и хранением, чем с прокачкой газа.
Нет ни малейших сомнений в том, что вопрос о приостановке «Южного потока», если «Газпром» вообще рискнет его поднять, будет решаться в Кремле. Западные партнеры из этого проекта, скорее всего, первыми выходить не станут, поскольку российская сторона предложила им, как и в случае с «Северным потоком», уж больно выгодные условия. Как совладельцам оператора морского участка трубы им доходы практически гарантированы, ведь «Газпром» заранее забронирует все мощности и будет платить по полной, независимо от реально прокаченных объёмов.
Итак, что окажется сильнее: геостратегические фантазии и политические амбиции или коммерческая осторожность? Возможно, сохранить лицо в этой истории Москве поможет идея прокладки ещё двух ниток трубопровода по дну Балтийского моря. Мол, приостанавливаем «Южный поток», чтобы сконцентрироваться на «Северном». Это позволит по меньшей мере выиграть время. Хотя целесообразность таких двух дополнительных, весьма дорогих труб в условиях бурного развития рынка сжиженного газа тоже вызывает большие сомнения, пишет «Нефть России».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:47В центре Мурманска перекроют улицу Воровского

19:34Мурманчанка в квартире изрезала 22-летнего бывшего мужа

17:51Пьяный мурманчанин отдал карту новому знакомому и лишился 100 тысяч

17:40Сбербанк и АО «Концерн «НПО «Аврора» подписали на МВМС-2017 соглашение о стратегическом сотрудничестве

17:03Из-за ремонта теплосети в Первомайском районе Мурманска перекроют движение

16:45Мурманчанин на тележке пытался увезти чужие литые диски

16:30Синоптики: В Мурманскую область приходит лето

16:03Появились подробности жестокого убийства с расчленением женщины в Снежногорске

15:46«Норникель» реконструирует распределительную подстанцию в Мончегорске

15:27Наталия Карпенко: Доступность дошкольного образования детям до 3 лет – в приоритете

15:11Горящее деревянное строение в Коле повредило автомобиль

14:56Выставка «Мурман – берег надежды» расскажет о жизни семей после революции

14:33Центр строительства морских объектов в районе Белокаменки стал ключевым проектом

14:13В Кандалакше работники РЖД объявили голодовку

13:52Упавшего с Кольского моста школьника ищут более сотни спасателей

13:30В Москве приступили к лечению Дарьи Стариковой из Апатитов

13:01Житель Заполярного отправится под суд за убийство пенсионерки

12:49В Мурманске появится единая стоматологическая служба

12:26За изнасилование ребёнка-инвалида мурманчанин отправится в колонию

12:12«Колэнерго» напоминает о необходимости соблюдения охранных зон ЛЭП

11:56На Кольском мосту в Мурманске столкнулись три автомобиля

11:36Мурманский морской торговый порт приступил к озеленению территории

11:07Житель Мурманска создал финансовую пирамиду и похитил у россиян 37 млн

10:43В Мурманске стартовал партийный проект «Профориентация-2025»

Все новости