12:1904.09.12

Штокмановские страдания: партнеры проекта обсуждают возможность добычи сырья без использования морского плавучего технологического судна

Штокмановские страдания: партнеры проекта  обсуждают возможность добычи сырья без использования морского плавучего технологического судна

Изменение технологической схемы обсуждается в рамках снижения затрат по проекту, которые существенно превысили ожидания партнёров и стали причиной появления в их союзе варианта на замену.
Море вариантов
Как сообщил один из источников, близких к «Газпрому», в 2005 году рассматривался вариант доставки газа Штокмана до архипелага Новая Земля, который находится в 300 км, и даже строительства там завода СПГ, однако Минобороны выступило против. Рассматривался вариант и строительства газопровода прямо в Мурманск с использованием подводной установки комплексной подготовки газа (УКПГ).
Когда «Тоталь» зашла в проект, она отвергла вариант добычи с подводной установкой, поскольку, по ее мнению, технологически осуществимость таких проектов в мире еще не была подтверждена. «Total» первой из иностранных партнеров «Газпрома» зашла в проект и имела право технического вето.
«Штокман Девелопмент АГ» разработал идею использования гигантского морского плавучего технологического судна, которое могло уходить от блуждающих в акватории Баренцева моря айсбергов. Предполагалось, что газ будет добываться с использованием подводных добычных комплексов и по гибким трубам подниматься на это плавучее судно длиной в три футбольных поля. Затем по морским трубопроводам газ и конденсат поступали бы на берег, где газ частично бы сжижался, частично - поступал в Единую систему газоснабжения.
Однако партнеры три раза пытались и не смогли принять окончательного инвестрешения - с учетом падающей конъюнктуры на СПГ и огромных затрат проект оказывался нерентабельным. Партнеры просили у правительства РФ дать льготы, чиновники намекали на необходимость снижения затрат.
В результате «Газпром» стал говорить о возможной смене иностранных партнеров и попросил их вернуть акции «Штокман Девелопмент АГ» - такая опция появилась в случае истечения срока рамочных соглашений и непринятия инвестрешения.
«Статойл» сдала свои акции, «Тоталь» - нет. Вопрос о возвращении будет решаться в ходе собрания акционеров 4 сентября.
Ход назад
Сейчас «Тоталь» считает, что подводная технология подтвердила свою жизнеспособность и имеет право на рассмотрение. По мнению компании, использование такого варианта может снизить расходы в рамках проекта на 5-7 млрд долларов.
Другой источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что в настоящее время обсуждается возможность организации добычи газа и конденсата на Штокмановском месторождении без поднятия сырья на поверхность воды.
Источник, близкий к «Газпрому», отмечает, что подводные компрессоры впервые начали применять на месторождении Ормен Ланге на норвежском шельфе, в сходных с условиями российской Арктики. Проектированием на этом месторождении занималась «Статойл», а на стадии добычи оператором стала англо-голландская «Шелл».
По словам еще одного источника, обсуждается возможность транспортировки продукции прямо на берег, но поскольку расстояние до берега довольно значительное - 550 км, можно поставить УКПГ (узел контроля подготовки газа. - Авт.) либо на архипелаге Новая Земля, либо установить стационарную платформу на небольшой глубине. То есть, «Газпром» вернулся к обсуждению технологической схемы, которая обсуждалась до прихода иностранных партнеров.
Характерно, что когда появилась информации о возможной смене партнеров, источник в «Газпроме» сообщил, что «Статойл» объявила «Газпрому», что готова участвовать в партнерстве по Штокмановскому проекту, в котором основным иностранным партнером будет «Шелл», и предложила «Газпрому» начать трехсторонние переговоры по этому вопросу. Однако, переговоры до сих пор идут в двустороннем формате.
Конкурирующая фирма
Последний дедлайн принятия инвестрешения из-за изменения технологической концепции и смены бизнес-модели взаимодействия с партнерами - 2014 год. Таким образом, добычу на Штокмане можно будет начать в 2018-2019 годах.
В результате, Штокмановский проект начинает по срокам отставать от другого арктического проекта по сжижению газа - «Ямал СПГ», где участником также является «Total» (20%), а мажоритарным акционером независимый производитель газа «Новатэк». «Ямал СПГ», ориентированный на те же рынки сбыта, планирует запустить первую очередь в конце 2016 года. Ориентировочная стоимость «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ - 18-20 млрд долларов.
Последний вариант стоимости первой фазы Штокмана - мощностью 7,5 млн тонн - порядка 30 млрд долларов. При этом в ходе публичных выступлений «Тоталь» называла проект «Ямал СПГ» даже более сложным, чем Штокман. Эксперты считают, впрочем, что у «Ямал СПГ» сложнее логистика, но Южно-Тамбейское месторождение, которое будет базой для проекта, хотя бы находится на суше, а не в 550 км от берега, как Штокмановское.
Задачей «Штокман Девелопмент АГ» было профинансировать и построить инфраструктуру для доставки газа Штокмана на берег и его частичного сжижения в рамках первой фазы проекта. Иностранные партнеры через 25 лет должны были передать права на инфраструктуру «Газпрому», который намеревался самостоятельно реализовать 2-ю и 3-ю фазы месторождения, пишет «Интерфакс».

Поделиться: