15:4506.09.12

Сбербанк начнёт выдавать потребительские кредиты в магазинах

Сбербанк начнёт выдавать потребительские кредиты в магазинах

«Сбербанк России» и «BNP Paribas Personal Finance» завершили сделку по созданию совместного банка на рынке кредитования в точках продаж (POS-кредитования) в России. На новом для себя рынке Сбербанк планирует занять 25%. Этот шаг не принесёт Сбербанку существенной прибыли, но он необходим в рамках стратегии «тотального присутствия» во всех сегментах рынка, сообщает «Эксперт».
Закрытие сделки с «BNP Paribas Personal Finance», подразделением потребительского кредитования группы «BNP Paribas», занимающим лидирующие позиции на рынке потребительского кредитования во Франции и Европе, состоялось 31 августа, сообщается в пресс-релизе Сбербанка. Совместный банк - «БНП Париба Восток» ООО - будет работать под брендом «Cetelem». Доля Сбербанка составляет 70%, остальными 30% владеет «BNP Paribas Personal Finance France», обладатель прав на бренд «Cetelem».
Совместный банк возглавил Андрей Лыков, до последнего времени занимавший должность советника президента, председателя правления Сбербанка России.
«Благодаря созданию совместного банка Сбербанк вышел на единственный значимый сегмент банковского рынка России, в котором до этого не присутствовал», - отметил старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров.
Рынок POS-кредитования - маленький и уже сложившийся, с жесткой конкуренцией и небольшим количеством игроков, указывает управляющий партнер «Frank Research Group» Юрий Грибанов.
Сейчас, по данным «Frank Research Group», объем рынка POS-кредитов в России - 177 млрд рублей. Лидер рынка - «Хоум кредит банк», он занимает 22,2% (по состоянию на июль 2012 года). За ним идет «ОТП банк» с 21,4%. «Альфа-банк» занимает 13,6%. Также в десятку входят банк «Русский стандарт», «Русфинанс банк», «Кредит Европа банк», «Ренессанс кредит», «Траст» и «Открытие».
Доля «Cetelem», под брендом которого будет работать Сбербанк, составляет 3,8%, то есть 6,8 млрд рублей.
На восемь-девять игроков приходится фактически 95% рынка, отмечает Юрий Грибанов. POS-кредитование активно росло в середине 2000-х, сейчас темпы роста не превосходят 15-20% в год, добавляет он.
Те 25%, которые рассчитывает занять Сбербанк, - это чуть больше 40 млрд рублей, прикидывает Грибанов. «В общем портфеле «Сбера» это копейки - что-то около 1,8%», - говорит он.
То есть сам по себе этот сегмент не очень привлекателен, скорее всего, решение Сбербанка продиктовано его стратегией - быть лидером во всех сегментах рынка, предполагает Грибанов.
По его мнению, гораздо важнее в конкурентной борьбе будут договоры с партнерами, размещающими у себя стойки POS-кредитов, и здесь Сбербанк может успешно бороться с конкурентами, предлагая партнерам программы корпоративного кредитования, зарплатные проекты.
Если судить по тому, как Сбербанк выходил на другие новые для него рынки, завоевание доли в POS-кредитовании займет у него около двух-четырех лет, считает Грибанов.

Поделиться: