08:1207.09.12

Готовится долговая удавка для губернаторов

Готовится долговая удавка для губернаторов

Слишком большой долг, наличие серьёзной просроченной задолженности и неготовность при этом жестко подчиняться требованиям Минфина РФ, должны стать формальным основанием для отставки губернаторов и глав муниципалитетов со знаменитой формулировкой «в связи с утратой доверия президента». Такая инициатива содержится в письме и.о. министра финансов Михаила Котюкова в правительство России.
После возврата к выборам губернаторов центр явно ощущает неудобство, связанное с тем, что главы регионов смогу аппелировать к «воле народа». Снимать их с должности без формальных оснований будет сложнее с политической точки зрения. С другой стороны, снятие по решению суда - слишком долгая и трудоемкая процедура.
К тому же платежеспособность может стать особенно острой в следующем году, когда регионам и муниципалитетам придётся как-то исполнять предвыборные обещания Владимира Путина.
Минфин предлагает отказаться от введения временной финансовой администрации в субъекте федерации и муниципальном образовании, для чего как раз требуется решение суда. «Для повышения ответственности региональных и местных властей за осуществление собственной финансовой и бюджетной политики» ведомство предлагает ввести более оперативный механизм восстановления платежеспособности.
Регионы и муниципалитеты, просроченная задолженность которых превышает 10% от запланированных на год доходов, или имеющие общий долг больше годовых доходов, обяжут подписывать «соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности». Субъекты федерации такие договоры должны заключать с Минфином, муниципальные образования - с правительством своего региона.
Если обязательства по этим соглашениям исполняться не будут или они не дадут положительного результата, то это должно стать основанием для отрешения глав регионов от должности президентом. Как должна измениться процедура отрешения глав муниципалитетов, в письме Котюкова не объясняется.
Минрегион имеет другой взгляд на способы повышения финансовой устойчивости местных бюджетов. В письме замглавы ведомства Романа Панова в Минфин предлагается обязать региональные и муниципальные власти при проведении новых заимствований представлять план снижения долговой нагрузки. По мнению Панова, такой подход «не ослабит значение долговой политики в качестве возможного инструмента стимулирования развития».
Так два ведомства выполнили задание президента Владимира Путина повысить ответственность глав местных администраций за неэффективную долговую политику, которое он дал 27 июля по итогам заседания Госсовета. Глава государства тогда говорил о 12 регионах, чей долг превышает 50% годовых доходов. «Так и до банкротства недалеко», - сказал Путин.
Пока в России нет регионов с обязательствами, превышающими описанные Минфином пределы, а число регионов с опасной долговой нагрузкой Путин завысил вдвое.
На 1 июля 2012 года общий госдолг субъектов федерации составлял 1,1 трлн рублей, что равно менее 44% их доходов. При этом с начала года региональный госдолг снизился на 4,6%.
Долги муниципалитетов и того меньше - 206,5 млрд рублей, что на 4,2% меньше, чем на 1 января 2012 года.
Правда, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года долги субъектов выросли на 1,2%, муниципалитетов - на 20,7%.
Лишь у шести территорий он превышает 50% доходов, у 54 субъектов он менее 20%. Просроченных долгов нет вовсе. Самые большие долги имеют: Москва (234 млрд рублей) и Московская область (106 млрд), Татарстан (80 млрд рублей).
«При большом желании варианты сковырнуть мэра имеются и сейчас, - говорит Роман Попов, замдиректора направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города. - Губернатор может инициировать отставку главы муниципалитета, если его действия привели к появлению просроченной задолженности выше определенного порога или выявлено нецелевое расходование бюджетных средств. А не так давно в законодательстве в числе оснований появился такой зыбко прописанный пункт как «ненадлежащее исполнение обязанностей». Но при этом всё равно требуется решение суда.
У президента есть даже больше оснований для снятия губернатора. Он может отправить главу региона в отставку в связи с утратой доверия. Так произошло в 2010 году с мэром Москвы Юрием Лужковым.
Новые уточнения возможно вводятся в логике раскрытия этой формулировки. Иначе все это каким-то произволом отдает.
И не случайно подобные идеи появились одновременно с возвращением к идее выборности губернаторов. Там и так установили массу рогаток и фильтров. Выбирать их будут, но и снять в случае всего можно без проблем. Таким образом и без того короткий поводок, на котором будут сидеть выбранные губернаторы, укрепляется дополнительной ниточкой».
«С выбранным губернатором возникает проблема, как его снимать, если уж приспичило, - отмечает Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ. - Президент получает возможность отправлять в отставку не просто по абстрактной причине утраты доверия - в ней есть какой-то волюнтаризм, - а из-за состояния региональных финансов, по одному из главных признаков качества работы руководителя. В этом есть некая политическая прозрачность. Это важно, когда речь идет об отправлении в отставку не назначенного чиновника, а всенародно выбранного. Ведь проблема, что он может оказаться негодным руководителем, от этого не снимается.
У появления инициативы могут быть и чисто экономические причины. Дело не только в каких-то ужасных кризисных сценариях. Сама политика федерального центра сейчас такова, что все меньше ресурсов остается для трансфертов в поддержку региональных бюджетов. И эта тенденция может только усиливаться с ростом военных, социальных расходов, повышением зарплат. Никаких новых доходных статей регионам реально не передаётся. Скорее даже наоборот. Поэтому ухудшение состояния региональных финансов может наступить и при стабильных ценах на нефть.
Хотя у меня есть ощущение, что в большинстве регионов проводится даже чересчур осторожная долговая политика. На рынок ценных бумаг выходят лишь единицы», пишет ИА «Финмаркет».

Поделиться: