10:5707.09.12

Экоовощи получат свой закон и маркировку и будут стоить на 30% дороже

Экоовощи получат свой закон и маркировку и будут стоить на 30% дороже

Госдума готовит законопроект, который позволит потребителям узнать, какие продукты экологически чистые, а какие - нет. Определенным знаком будут маркироваться товары, соответствующие «зеленым» стандартам Евросоюза. По оценкам участников рынка, стоить они будут на 30% дороже. Но основные затраты понесут не покупатели, а государство, которое должно будет вложиться в продвижение идеи здорового питания.
Главное отличие экопродуктов от обычных заключается в том, что их выращивают по особым технологиям без использования химических удобрений и других вредных веществ. В Европе, чтобы потребитель был уверен, что покупает действительно чистый продукт, была введена единая утвержденная властями маркировка, которая гарантирует, что прежде, чем выложить урожай на прилавок, его проверили на наличие химикатов. Такую же единую государственную маркировку и систему контроля в России предлагает внедрить депутат-единоросс Надежда Школкина. По ее оценкам, экологическое сельское хозяйство может занять порядка 10% рынка.
До конца осенней сессии проект соответствующего закона будет направлен на утверждение в правительство, а затем будет вынесен на рассмотрение Госдумы. Все стандарты, прописанные в законопроекте, соответствуют европейским, ведь если хоть по одному пункту российские экопродукты не будут проходить, они не попадут на прилавки ЕС.
Председатель совета директоров агрокомбината «Московский» Евгений Сидоров призывает провести консультации с производителями и общественностью, иначе, по его мнению, закон может получиться популистским. К примеру, закон о торговле, который разрабатывался для потребителей, на самом деле не принес им пользы, отмечает г-н Сидоров.
Бизнесмены считают важным довести до потребителя бренд: «экологически чистый продукт». Это огромные деньги. К тому же российские сельхозпроизводители разобщены и не доверяют друг другу, чтобы выдерживать стандарты и проводить совместную рекламу. Нужна мощная поддержка государства по объединению бизнес-сообщества, чтобы сейчас развить это направление. Без такой поддержки производители придут к объединению через 15-20 лет.
Европейским властям удалось заставить потребителей платить дороже за продукты с наклейкой «БИО» благодаря большой пиар-кампании среди населения. Жителей ЕС не только убеждали в том, что эти продукты полезны для здоровья, но и подкрепляли это тем, что каждый помидор или огурец тщательно проверяют, прежде чем он попадает на полки магазинов. Депутат Школкина говорит, что российским властям придется также задуматься над серьезным продвижением. Она предлагает создать для этого специальное агентство.
В Госдуме считают, что если с потребителем договориться будет относительно легко, то заставить сельхозпроизводителей отказаться от вредных удобрений окажется сложнее. В Европе проблему решили путем стимулирующих выплат предприятиям, которые решили перейти на экостандарты (от 210 до 900 евро за га). Экофермерам к тому же продолжают доплачивать за поддержание своего «чистого» хозяйства (от 170 до 720 евро за га). В российском законопроекте эти стимулирующие выплаты вряд ли будут прописаны - их необходимо включить в программу развития сельского хозяйства, пишет РБК.

Поделиться: