08:4610.09.12

«Журналистские субъекты» в одном поле: один в поле - не воин?»

«Журналистские субъекты» в одном поле: один в поле - не воин?»

ИА «Nord-news» уже сообщало, что 7 и 8 сентября в Пушкине Ленинградской области проходил семинар по медиакратии для представителей региональной прессы. Ведущий семинара - эксперт Фонда защиты гласности Юрий Казаков предложил обсудить тему «затухания» отечественной журналистики, как таковой, особенно на периферии нашей огромной страны. Юрий Венедиктович перечислил современные «субъекты - производные от журналистики», а именно - собственно журналистика, разного рода пиар, реклама, политическая и иная пропаганда. Список можно продолжать. При всем уважении к ведущим популярных сегодня телепрограмм Малахову, Караулову, Соловьеву и прочим, сказал эксперт, нельзя отнести их ток-шоу к журналистским продуктам. В большей степени это некие проявления театрального искусства, причем отдельные элементы постановок построены даже по системе Станиславского. Сюжет прерывается, местами замыкается, путается. Невозможно определить границы правды и неправды, потому что они размыты. «Это непрофессиональная журналистика, хотя создатели программ имеют журналистское образование или владеют хотя бы его навыками», - припечатал Юрий Казаков.
Эксперт напомнил региональной прессе о существовании русскоязычного перевода известной на Западе книге Ника Дэвиса «Новости с плоской Земли» (2008 год), где автор дает анализ содержания современных СМИ в Великобритании и США. Прочесть ее небезынтересно и российским журналистам, поскольку западные тенденции калькируются сегодня на нашу действительность. По мнению эксперта, анализ английского автора - это пример одного из самых неудачных из перенимаемых нашими редакторами СМИ опытов. Ник Дэвис называет современную прессу «фабрикой неправды». Журналисты сейчас, если и пишут сами, то в большинстве случаев не понимают, о чем говорят. Это подтверждают цифры статистики: за последние 3 года в Британский комитет по жалобам на прессу поступило 28 тысяч 227 заявлений от оскорбленных участников публикаций. И речь здесь идет не только, или не столько о пресловутой «зажравшейся» богеме, сколько о людях, чиновниках, общественных деятелях, с которыми читатели встречаются в повседневной жизни.
Члены комитета смогли рассмотреть лишь 10% от всех поданных жалоб: остальные - не успели или же сознательно отклонили, дабы не создавать прецедент. В противном случае подобные заявления накатили бы как снежный ком.
Согласно анализу Ника Дэвиса, сделанному, к примеру, в штате Орегон, 60% публикаций - это перепечатка материалов различных пиар-агентств и пресс-служб, 20% статей содержат элементы данных, полученных от пиар-агентств и пресс-служб по собственному запросу, в 8% статей используются сомнительные источники информации, перепроверить которые невозможно. И только 12% публикаций подготовлены (написаны) самими журналистами, именно этот труд и можно отнести к работе, за которую пресса должна получать зарплату. Или это не журналисты, в штатное расписание для таких работников, по мнению американского аналитика, нужно вносить название какой-то другой профессии.
И в этих 12% собственноручно написанных статьях журналисты, как правило, допускают в среднем 53% так называемых «мягких» ошибок. То есть, неправильно названа должность героя публикации, совершены ошибки в написании имени, фамилии, места действия и т.д. В 21% журналистских статей допущены грамматические ошибки, в 18% неправильно указаны цифры. При этом признается, что корреспондент имеет право «на некоторую дозу преувеличения и провокации с целью побудить читателя и действующие лица публикации на какие-то экстренные действия с целью исправления негатива на позитив». Это право прессы признал даже Совет Европы.
Что касается редактора издания, то, по мнению Ника Дэвиса (и Юрий Казаков его в этом поддерживает), он несет личную и профессиональную ответственность за все, опубликованное или размещенное в СМИ, которое он возглавляет, включая рекламные публикации под чужим авторством и объявления.
В завершение семинара Юрий Казаков призвал коллег (Юрий Венедиктович по первому образованию - журналист, долгие годы до перестройки работал в Агентстве Печати «Новости», в том числе и собкором этого агентства за рубежом - Авт.), независимо от того, где они пишут - в своем издании, блоге или социальных сетях, всегда оставаться профессионалами и соблюдать кодекс журналистской этики.

Поделиться: