08:2311.09.12

В Финляндию - за безопасным и прозрачным бизнесом

В Финляндию - за безопасным и прозрачным бизнесом

Российский офис «Finpro» по заказу «Invest in Finland» исследовал российские инвестиции за рубеж: оказалось, что статистика в этой сфере почти отсутствует, равно как и экспертные оценки. Аналитики «Finpro» предложили свою классификацию отечественных компаний, инвестирующих за пределы России.
Первый эшелон - ресурсоориентированные компании, в основном представители энергетического сектора. Практически все они входят в топ-20 обладателей крупнейших активов за границей. При выходе на зарубежный рынок они в первую очередь заинтересованы в поиске новых природных ресурсов и только во вторую - в получении доступа к новым рынкам сбыта и технологиям. На вложения таких компаний приходится более половины прямых российских инвестиций за рубеж. В настоящее время компании первого эшелона, за исключением, пожалуй, «Газпрома» (монопольный поставщик газа в Финляндию) и «ЛУКОЙЛа» (владеет сетью заправочных станций «Teboil»), не воспринимают Суоми как страну для инвестиций. Как правило, их руководство считает, что это прекрасное место для отдыха, но отнюдь не для капиталовложений.
Компании второго эшелона - тоже достаточно крупные - заинтересованы в первую очередь в расширении рынка сбыта и поиске новых технологий. Как раз для такого бизнеса Финляндия потенциально привлекательна. Третий эшелон имеет довольно много общего со вторым, только компании в нем более мелкие.
Старший консультант «Finpro» в Санкт-Петербурге Дарья Иванова рассказала «Эксперту Северо-Запад» о российских инвестициях за рубеж и особенностях национального бизнеса в Суоми. «Если говорить о суммарном объёме российских инвестиций за рубеж, то в 2009 году, в течение кризиса, они очень сильно сократились - практически в два раза. - говорит Дарья Иванова. - По итогам 2011 года объёмы почти вернулись на докризисный уровень. Если мы попробуем разобраться, куда инвестируют российские компании, то обнаружим, что примерно три четверти таких вложений оседает в оффшорных зонах. Второе место - 15% - у Европы, далее следуют государства СНГ. Среди европейских стран наибольшую долю российских инвестиций получают Великобритания, Германия и Австрия. Финляндия далеко не на первом месте».
По её словам, в первую очередь на финский рынок выходят ИТ-компании, поскольку в Финляндии традиционно сильный потенциал в этой сфере и благоприятные условия для получения господдержки. «Далее - конечно, туризм. - продолжает старший консультант «Finpro» в Санкт-Петербурге. - В основном это покупка небольших гостиниц или строительство туристических объектов, прежде всего в приграничных районах. По понятным причинам среди российских инвесторов в Финляндии популярностью пользуется и логистический бизнес. Несмотря на постоянный рост грузопотока через Усть-Лугу, значительная часть товаров в Россию завозится именно через финские порты Котка и Хельсинки, что делает логистическую отрасль довольно привлекательной для инвестиций».
Кроме того, в Финляндию выводят производство компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию, которую в российских условиях практически невозможно сертифицировать для экспорта из-за отсутствия соответствующего законодательства. Например, так поступать вынуждена компания, которая занимается разработками в области производства материалов типа «вторая кожа».
Чем же российских предпринимателей так привлекает Финляндия? В целом бизнесменов привлекает возможность быстро, просто и в соответствии с прозрачной процедурой зарегистрировать предприятие. Кроме того, Финляндия активно поддерживает малый и средний бизнес (и особенно инновационный) на своей территории - неважно, иностранного он происхождения или «домашний».
«Среди причин, по которым производственные компании выводят мощности в Финляндию, гораздо более высокая производительность труда, более автоматизированное производство, понятные и прописанные нормы производительности. - рассказывает Дарья Иванова. - В нашей практике есть ряд примеров, когда продукция российских предприятий попадает в категорию «продукция двойного назначения». Так, производители оборудования для спасательных работ и эвакуации людей, вынужденные каждый раз проходить огонь, воду и медные трубы, чтобы реализовать свой товар за рубежом, всерьёз задумываются о создании сборочного производства в Финляндии».
Главная же причина решения россиян открыть дело в Финляндии или перевести туда уже существующую компанию - безусловно, стремление нивелировать риски.

Поделиться: