13:2313.09.12

Удачное испытание стволовых клеток на грызунах позволяет надеяться на успех и среди людей, страдающих глухотой

Британские биологи использовали стволовые клетки для восстановления слуха у монгольских песчанок, страдавших от повреждений нервных клеток внутри уха, говорится в статье, опубликованной в журнале «Nature».
За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Такие ткани могут стать «запчастями» на случай повреждения тела или лекарством для ряда дегенеративных заболеваний. К примеру, культуры «стволовых» нейронов могут стать панацеей для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона. В апреле 2012 года учёные смогли превратить стволовые клетки в волосяные луковицы и успешно пересадили их на затылок «лысых» мышей.
Группа биологов под руководством Марчело Риволты из Шеффилдского университета (Великобритания) проводила эксперименты со стволовыми клетками, пытаясь превратить их в «заготовки» для тканей, составляющих основу уха человека.
Как объясняют учёные, одной из самых распространенных причин глухоты являются повреждения в нервных клетках, преобразующих акустические волны в электрические импульсы в улитке внутреннего уха. Причиной таких расстройств могут служить врожденные генетические дефекты, нейродегенеративные болезни или травмы.
Риволта и его коллеги разработали методику, которая позволяет превратить стволовые клетки, извлеченные из тканей зародыша, в «заготовки» для нервных клеток уха.
Для этого ученые проследили, какие гены «включаются» и «выключаются» в стволовых клетках при развитии зародыша мыши. Выяснилось, что гены и связанные с ними белки FGF3 и FGF10 стимулировали рост двух типов клеток внутреннего уха - мелких клеток, выстилающих стенки улитки, и длинных и тонких «заготовок» нейронов.
Руководствуясь этими сведениями, авторы статьи вырастили несколько культур будущих нейронов в пробирке и попытались использовать их для лечения глухих монгольских песчанок.
Риволта и его коллеги приобрели нескольких грызунов и ввели в их левое ухо небольшое количество яда уабаина, который блокирует работу калиевых каналов в нервных клетках и тем самым убивает нейроны. Затем учёные ввели стволовые клетки во внутреннее ухо своих подопечных и стали наблюдать за развитием клеток.
Через две-три недели «заготовки» нейронов мигрировали на место погибших нервных клеток и успешно заменили их. Авторы статьи проверили их работу, наблюдая за реакцией грызунов на звуки. По словам биологов, терапия вернула слух песчанкам - они начали реагировать на акустические раздражители через четыре недели после инъекции клеток. Спустя два месяца чувствительность слуха грызунов достигла 50% от типичной для здоровых песчанок.
Как полагают учёные, удачное испытание стволовых клеток на грызунах позволяет надеяться на успех и среди людей, страдающей данной формой глухоты. Тем не менее, терапия должна пройти клинические испытания для проведения опытов на добровольцах, сообщает ria.ru.

14:27Прокуратура Североморска нашла сайт по продаже краснокнижного манула