10:5814.09.12

Учёные обнаружили нейрофизические причины развития синдрома Маугли

Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни вызывает аномалии в формировании вспомогательных клеток, защищающих нейроны мозга от инфекций и повреждений, что приводит к развитию «синдрома Маугли» и других психических и умственных расстройств, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале «Science».
Понятие «синдрома Маугли» очень широкое, каждый учёный формулирует его по-своему. Среди общих признаков этого синдрома выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе.
Группа нейрофизиологов под руководством Габриеля Корфаса из Гарвардской медицинской школы в Бостоне (США) наблюдала за различиями в развитии мозга мышей, росших в одиночестве или же в обществе своих сородичей.
Корфас и его коллеги приобрели нескольких мышей, посадили их в клетки и дождались, когда самки родят потомство. После того, как матери закончили вскармливать юных грызунов молоком, ученые разделили новое поколение на две половинки. Первая из них оставалась в клетках с родителями и другими мышами, а представителей второй группы биологи пересадили в отдельные клетки.
Через две недели авторы статьи сравнили структуру мозга своих подопечных, пытаясь найти возможные изменения, которые вызвала изоляция в раннем детстве. По их словам, наибольшие различия наблюдались в работе вспомогательных клеток, вырабатывающих вещество миелин.
Миелин необходим для механической и электрической изоляции нейронов, и его недостаток или переизбыток может привести к тяжелейшим последствиям. В частности, хронический недостаток миелина является одной из причин развития рассеянного склероза и многих других нейродегенеративных заболеваний.
Как отмечают Корфас и его коллеги, вспомогательные клетки в мозге мышат-«маугли» вырабатывали заметно меньше миелина, чем глиальные клетки их нормальных сородичей. Причиной этого служила пониженная активность белка нейрорегулина-1 - одного из стимуляторов развития нервной системы.
По словам биологов, эти аномалии в производстве миелина носили постоянный характер, если мышонок попадал в изоляцию в промежуток между 21 и 35 днями своей жизни. Авторы статьи полагают, что именно в это время развиваются те отделы мозга, которые задействованы в социальной жизни грызунов.
Вполне возможно, что аналогичные процессы происходят и при развитии так называемых «детей-маугли», брошенных родителями на произвол судьбы. Корфас и его коллеги предполагают, что такие аномалии можно частично ликвидировать при помощи препаратов, стимулирующих выработку нейрорегулина и других белков, стимулирующих развитие глиальных клеток, пишет РИА «Новости».

17:14Против бывшей главы Минприроды Заполярья возбудили уголовное дело