16:4917.09.12

WWF России выходит из рабочей группы по решению конфликта между созданием национального парка «Хибины» и строительством дороги к месторождению «Партомчорр» в Мурманской области

WWF России выходит из рабочей группы по решению конфликта между созданием национального парка «Хибины» и строительством дороги к месторождению «Партомчорр» в Мурманской области

Вместо того, чтобы стать площадкой для поиска компромисса, рабочая группа стала инструментом легализации уже начавшихся изысканий по заведомо неприемлемому варианту трассы через Умбозерский перевал.
Как сообщает Татьяна Баева, пресс-секретарь WWF России по вопросам российской Арктики Баренцевоморское отделение г. Мурманск, дорога через Умбозерский перевал убьёт Хибины и идею создания парка - WWF России и другие общественные организации пытаются донести эту мысль до правительства Мурманской области в течение многих месяцев. Созданная в июне рабочая группа под руководством вице-губернатора должна была стать местом, где будут приняты в расчет экспертные мнения специалистов, научных и общественных организаций, занимающихся изучением Хибин на протяжении десятилетий.
«Мы надеялись, что будут рассмотрены все варианты транспортировки руды от месторождения, а их как минимум четыре, - говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России. - Однако рабочая группа на деле оказалась фиктивной - наше мнение никого не интересовало, а пока шло обсуждение, работники подрядчика ЗАО «СЗФК» - «МурманТИСИз» вовсю занимались изысканиями. Общественных обсуждений ни проекта рудника на Партомчорре, ни строительства дороги так и не было, а в Хибинах уже вырублено более 100 га леса».
При выборе варианта дороги промышленники проигнорировали не только мнение общественности, но и многолетние научные данные институтов РАН, которые однозначно свидетельствуют о том, Умбозерский перевал слишком ценен с точки зрения биоразнообразия, чтобы пустить по нему самосвалы, загруженные рудой. Не принято во внимание и то, что дорога уничтожит наиболее привлекательные туристические маршруты.
«Региональные власти выбрали очень недальновидную позицию, - говорит Виктор Петров, и.о. председателя Кольского центра охраны дикой природы. - Мы, как специалисты, которые занимаются проектированием особо охраняемых территорий Мурманской области, подготовившие эколого-экономическое обоснование национального парка «Хибины», не хотим иметь ничего общего с принятым под диктовку «СЗФК» решением, которое нанесет невосполнимый ущерб экосистемам горного массива и сделает невозможным развитие здесь природного туризма. Именно поэтому и Кольский центр охраны дикой природы, и WWF России приняли решение о выходе из состава этой фиктивной рабочей группы».
Со сменой Министра природных ресурсов и экологии РФ в мае 2012 г. позиция Министерства также, похоже, изменилась. В апреле на проведенном у заместителя Министра совещании было однозначно сказано, что дороге через парк не место, в мае было направлено соответствующее письмо губернатору Мурманской области.
«В июне на встрече с новым Министром С.Е. Донским мы предложили немедленные действия со стороны Минприроды для спасения будущего национального парка, - говорит Игорь Честин, директор WWF России. - Однако, ни о каких действиях нового Министра по данному вопросу, как впрочем, и по другим проблемам, обсуждавшимся на встрече, нам не известно. В июле было его заявление о том, что у министерства нет претензий к компании, но осталось непонятным, то ли действительно с приходом нового Министра у министерства радикально изменилась позиция, то ли претензий нет не к возможной дороге, а к самому руднику».
В отличие от многих других экологических проблем, где трудно определить, а кто же конкретно виноват в их появлении, в случае Хибин авторство не вызывает сомнений. Если дорога разрежет территорию запланированного национального парка, это произойдет благодаря бездействию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского и попустительству губернатора Мурманской области М. В. Ковтун.
Напомним, весной этого года Минприроды РФ предложило руководству «СЗФК» предоставить альтернативные варианты дороги, подчеркнув, что все они должны размещаться за пределами планируемого нацпарка; совсем недавно в поддержку национального парка и против дороги, рассекающей его на части высказался и вице-президент Русского географического общества Александр Чибилев.

Поделиться: