08:0418.09.12

Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику. Кому он достанется?

Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику. Кому он достанется?

Арктические владения России притягивают нездоровое внимание не только приполярных стран, но и государств, где снег - такая же экзотика, как пальмы для эскимосов. Индия, Корея, Бразилия, Таиланд, Малайзия... Но самым агрессивным претендентом на «чужой кусок» стал Китай. Со всеми присущими китайцам наглостью и упорством.
Как ИА «Nord-news» уже сообщало, в июле 2012 году в трехмесячный поход по Северному морскому пути отправилась Пятая Китайская арктическая экспедиция. На этот раз в международном составе. 120 учёных из разных стран - крупнейших специалистов в области геофизики, геологии, метеорологии и других естественных наук - отправились на ледоколе Сюелунд («Снежный дракон») «открывать морской путь из Азии в Европу». Именно так, не больше, ни меньше, была определена цель экспедиции её руководителем Хуигеном Яном.
Сюелунд - самый большой в мире дизельный ледокол - был построен в 1993 году на Украине, выкуплен КНР и переоборудован в мощный научно-исследовательский центр.
В Арктику «Снежный дракон» отправился в пятый раз (прежние экспедиции прошли 1999, 2003, 2008 и 2010 гг.), но впервые - по трассе СМП. И впервые с такой мощной пиар-поддержкой проекта. Негласный девиз экспедиции за несколько лет до неё озвучил Ли Чженьфу из Китайской академии морских дел: «Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику».
В Поднебесной с ее национальной идеей «панкитаизма» (китайского мирового господства) прекрасно понимают: без доминирования в Арктике говорить о статусе «сверхдержавы» не приходится, ни сейчас, ни в будущем. Северный морской путь для Китая, ставшего в 2010 году крупнейшим экспортером в мире, - «золотая жила», которая может принести сверхприбыли. Также как и нефтяные запасы арктического шельфа, лежащие пока мертвым грузом. Чтобы не опоздать к дележке Арктики, Китаю как и другим «экзотическим» странам нужно решить две стратегические задачи. Первая - добиться полной интернационализации СМП, что позволит лишить Россию главного рычага влияния в арктическом регионе. Вторая - объявить территории Северного Ледовитого океана «собственностью всего человечества». На деле это означает лишь полное забвение принципа секторального разделения Арктики, выгодного приполярным странам, и в первую очередь, России. Хорошо известно, что якобы принадлежащее всем, на самом деле принадлежит узкому кругу лиц. Про избитое «демократия - власть народа» вспоминать не будем.
Ради достижения этих целей Китай идет на очень большие риски в геополитической игре. Пятая Арктическая экспедиция Поднебесной могла вылиться в серьезный международный скандал. Он был потушен в зародыше только из-за нежелания России портить отношения с китайским соседом.
«Снежный дракон» отправился по Северному морскому пути, не имея никаких разрешений на ведение научно-исследовательской деятельности (НИД). Тем не менее, НИД велась, что является нарушением не только российского законодательства, но и международного морского права. По словам источника ARCTICWAY.RU, «Дракон» осуществлял в исключительной экономической зоне России гидрографические исследования, топографическую привязку, что в перспективе может быть основанием для самостоятельного прохода китайского ледокола по СМП.
У российских пограничников имелись все основания взять «Сюелунд» с поличным ещё на Чукотке, в проливной зоне между о.Святого Лаврентия (США) и мысом Чаплино (Россия). Но испугавшись пограничного сторожевика, «Снежный Дракон» на 10 дней раньше запланированного срока ушёл по американской зоне в Арктику. Кстати, в этом же районе в октябре 2008 года пограничники задержали за нарушение госграницы китайское научное судно «Бин-хай 517», доказать ведение незаконной НИД тогда не удалось.
Дальнейший проход «Суелунда» по Севморпути обошелся без происшествий. Стоит предположить, что директива «не трогать Дракона» была спущена погранслужбе с самых верхов. Во избежание ухудшения отношений двух держав.
Апофеозом экспедиции стал прибытие «Суелунда» в Исландию. В рамках визита судна Китайский институт полярных исследований и Университет Исландии подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны порешили, что Пекин инвестирует средства в строительство в Исландии совместной станции по наблюдению за полярными сияниями, а Рейкьявик свою очередь будет лоббировать интересы Китая в Арктическом совете. Как подобострастно заявил президент Исландии Олавур Гримссон Гримссон: «Восемь членов Арктического совета рассмотрят поправки о включении других стран в качестве постоянных наблюдателей этой организации. У нас есть четкое и твердое мнение, что Китай должен стать одним из них».
Китайско-исландский канкан стал логическим продолжением июньского визита госсекретаря США в Тромсё. В беседе с министром иностранных дел Норвегии Хилари Клинтон объявила о начале реализации антироссийской арктической стратегии, главная цель которой - интернационализация богатств Арктики.
В данном случае Китай и США разыгрывают одну партию, наращивая международное давление на Россию, которой достался «слишком жирный кусок». Китайские «CNPC», «CNOOC» и «Sinope» наряду с американскими корпорациями буквально рвутся в совместные проекты на российском шельфе, обещая русским «халявные» технологии и инвестиции.
Параллельно идет создание мощной арктической инфраструктуры. Радуясь успехам «Снежного дракона», Поднебесная запустила программу строительства современных ледоколов, новое судно будет спущено со стапелей уже в 2013 году. В Шанхае идет возведение Китайско-североевропейского центра полярных исследований. Восемь лет успешно работает арктическая станция Китая на Шпицбергене, на подходе создание новых научных центров.
«Снежный дракон», прошедший по СМП под носом у российских пограничников, это символическое действо в духе китайской мифологии. Дракон - олицетворение силы и власти, власти Поднебесной империи в Арктике. Убить китайского дракона сможет только русский медведь. В этом и состоит главная задача России - стать полновластным хозяином своих арктических территорий.
Долгожданное принятие закона о Северном морском пути, наконец, позволит определить четкие правила плавания по северной трассе (в том числе арктического туризма) и ввести жесткие санкции за их нарушение. Коммерциализация СМП - дело благодатное, но оно должно проходить под жестким российским контролем. Нужно перестать оглядываться на интриги западных стран и жестко заявить о том, что вся территория от прибрежных морей до Северного полюса является Арктической зоной России. То есть вернуться к секторальному принципу разделения Арктики, который действует с 1926 года. Тогда «Снежному дракону» волей-неволей придётся сменить свою деятельность - белые медведи не любят конкуренции, пишет www.arcticway.ru.

Поделиться: