12:2118.09.12

Отняли «парашюты»: Верховный суд РФ оставил без удовлетворения апелляционные жалобы Мурманской обдумы и губернатора

Отняли «парашюты»: Верховный суд РФ оставил без удовлетворения апелляционные жалобы Мурманской обдумы и губернатора

Верховный суд РФ оставил без удовлетворения апелляционные жалобы Мурманской обдумы (предыдущего созыва. - Ред.) и губернатора области (экс-губернатора Дмитрия Дмитриенко. - Ред.) на решение Мурманского областного суда по иску прокуратуры области от 1 июня 2012 года.
Поводом для обращения в суд послужила проверка отдельных положений закона  «О муниципальной службе в Мурманской области» от 29 июня 2007 года, проведенная прокуратурой области.
Установлено, что согласно положениям ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» служащему при выходе на трудовую пенсию, производится единовременная компенсационная денежная выплата в размере пятикратной среднемесячной заработной платы, фактически начисленной ему за последние 12 календарных месяцев до дня его высвобождения. Расходы, связанные с осуществлением единовременной компенсационной денежной выплаты и пенсии за выслугу лет, производятся за счёт средств местных бюджетов.
Прокурор Мурманской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими ряда пунктов, касающихся единовременной компенсационной денежной выплаты.
По мнению прокурора, установленное в оспариваемых положениях Закона правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации с превышением полномочий. Региональный законодатель, предусмотрев указанную единовременную  выплату, отнес  ее к сфере  пенсионного обеспечения. Вместе с тем, пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации заработка, утраченного в связи с наступлением  определенных пенсионным законодательством условий.
Федеральными законами не предусмотрены в качестве пенсионного обеспечения  единовременные  выплаты в связи с окончанием трудовой деятельности  и достижении пенсионного возраста.
Фактически  рассматриваемые выплаты производятся  в связи прекращением  служебных отношений и носят характер компенсации. Таким образом, отношения, связанные с  единовременной выплатой,  регулируются сферой трудового законодательства.  Полномочия по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере.
Законодатель Мурманской области, устанавливая указанную единовременную выплату, ввёл не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации норму, устанавливающую дополнительную гарантию отдельным категориям работников при увольнении, чем превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Одновременно нельзя  отнести  указанные выплаты  к  дополнительным мерам  социальной  поддержки  и социальной  помощи  для отдельных  категорий  граждан, поскольку уровень денежного содержания муниципальных служащих в 3 - 6  раз превышает среднюю заработную плату  по Мурманской области, что делает этих  лиц в достаточной мере  социально защищенными.
Решением Мурманского областного суда от 1 июня 2012 г. заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционных жалобах Мурманской областной думы и губернатора Мурманской области ставился вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Разрешая заявленные требования, Верховный суд, проанализировав положения Федерального закона, сопоставив их с оспариваемыми нормами Закона, которыми для муниципальных служащих предусмотрены дополнительные гарантии за счет средств местного бюджета в виде единовременной компенсационной денежной выплаты в связи с выходом на трудовую пенсию, пришел к выводу о том, что данные положения Закона приняты с нарушением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальной службы субъекта Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что установленные дополнительные гарантии предоставляются после увольнения с муниципальной службы, что не предусмотрено федеральным законодательством и выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
В своем решении об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб Судебная коллегия по административным делам Верховного суда указала, что требования прокуратуры законны и обоснованы, а поданные жалобы не содержат доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда Мурманской области.

 

 

Поделиться: