11:2019.09.12

«Больная» особенность российской рыбопереработки: наш потребитель сориентирован на дешёвые виды рыбы, Герман Зверев

«Больная» особенность российской рыбопереработки: наш потребитель сориентирован на дешёвые виды рыбы, Герман Зверев

На площадке международной выставки «World Food Moscow 2012», проходящей в российской столице, состоялась конференция «Рыбоперерабатывающая отрасль России: программа развития». Её организаторы предложили переработчикам посмотреть на себя глазами добывающих компаний и ретейла, с тем чтобы попытаться выработать общую концепцию развития отрасли при участии контролирующих органов, науки, общественных и экологических организаций.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев постарался развеять миф о том, что из России на экспорт идет только сырье, а ввозится продукция с высокой добавленной стоимостью. По данным таможенной статистики, 56% ввозимой в Россию рыбопродукции составляет мороженая рыба, которая по стоимости занимает всего 36% рыбного импорта. Причем везут из-за границы одни и те же виды - сельдь, скумбрию, лосось, сардину, хека, что связано с технологической зависимостью от них отечественной рыбопереработки. А вот уловы российских рыбаков переработчикам подходят далеко не всегда. Причин хватает - это и удаленность основных районов промысла, и сроки основных путин, размерный ряд и другие характеристики добываемой рыбы.
Среди больных мест отечественной переработки участники конференции назвали ориентацию потребителей на дешевые виды продукции, отсутствие техрегламента, трудности логистики и реализации готовой продукции, разницу в режимах налогообложения, недостаток квалифицированных кадров, значительную долю теневого рынка, а также чрезмерную бюрократизацию и большой объем бумажного документооборота в отношениях с государством.
По оценке «Рыбного союза», в нашей стране ежегодно выписывается порядка 55 млн ветеринарных сопроводительных документов, из них примерно 20% относится к рыбной продукции. Российский бизнес на заполнение этих бумаг напрямую тратит 10 млрд рублей ежегодно и в два раза больше средств расходует в связи с организацией внутренних процессов и простоем транспортных средств.
С недостатками действующей системы оформления ветеринарных сопроводительных документов согласился заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. По его словам, прямые затраты хозяйствующих субъектов только на оформление ветеринарных сертификатов составляют в пределах 9-10 млрд рублей. Эти средства изымаются из реального сектора экономики. Исправить ситуацию можно путем внесения изменений в приказ Минсельхоза России № 422 от 16 ноября 2006 г. «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов».
«Оформление ветеринарно-сопроводительных документов - это никакая не услуга, а контрольная функция государства, которая должна быть бесплатной», - подчеркнул представитель Россельхознадзора. Не нужен, по мнению чиновника, и многоступенчатый ветеринарный контроль, вполне достаточно оставить его только в тех точках, где с продукцией происходят реальные качественные изменения. Как оказалось, большинство жалоб предприятий касались действий ветеринарных органов на местах. Например, недоумение у Николая Власова вызвали проблемы, возникшие почему-то в связи с АЧС при вывозе из карантинной области продукции из водных биоресурсов.
Еще одной важной темой стала борьба за качество рыбных товаров, попадающих на прилавки. К чему может привести повсеместная гонка за дешевизной, понимают все участники рынка. Герман Зверев привел пример с падением спроса на импортное филе: часть потребителей отпугнуло именно снижение качества продукции, на которое сознательно шли азиатские производители.
Низкое качество предложения отметил и директор по корпоративным отношениям «Х5 Retail Group» Михаил Сусов. Крупнейшая российская розничная сеть реализует порядка 40 тыс. тонн рыбопродукции в год и испытывает нехватку около 4 тысяч тонн. При этом ретейлером разработан собственный стандарт на каждую категорию и вид рыбы. В результате выбраковывается 10-15% товара, но до ужесточения требований по содержанию глазури этот показатель порой превышал 60%.
В целом ретейлеры разделяют точку зрения переработчиков, что необходимо постепенно воспитывать вкус потребителя. Наглядным примером является сегмент охлажденной рыбы, которая несколько лет назад практически отсутствовала на прилавках, но последние годы демонстрирует устойчивый рост. Вместе с тем системы добровольной сертификации, соблюдение производителем экологических и других стандартов, сверх установленных государством, для наших сетей пока пустой звук. Более того, попытки ввести подобные требования к поставщикам могут не понравиться Федеральной антимонопольной службе, сообщает www.fishnews.ru.

Поделиться: