19 сентября в мурманском конгрес-отеле «Меридиан», по инициативе комитета по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы, состоялось заседание «круглого стола» на тему формирования региональной системы капремонта многоквартирных домов. Участие в мероприятии приняли депутаты регионального парламента, представители администраций региона и заполярной столицы, члены Совета депутатов Мурманска, ряд руководителей УК и ТСЖ.
Закон о создании в регионах своих фондов содействия реформированию ЖКХ, по «образу и подобию» госкорпорации с одноименным названием федерального уровня, который уже прошел первое чтение в Госдуме, вызывает более чем интерес в Мурманской области. У тех, кто информирован об этом. Основной же массе населения мало что по этому новшеству известно, поэтому задача «круглого стола» заключалась не только в выработке каких-то поправок к закону, которые будут рассматриваться (от всех регионов) 20 сентября на заседании комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы, но и в убеждении широких слоев населения в решении проблемы ремонта многоквартирных домов общими усилиями. Участие в слушаниях по этой теме в ГД будет принимать глава профильного комитета регионального законодательного собрания Вячеслав Безуглый, который выступил модератором и спичрайтером на собрании в «Меридиане».
«Лейтмотивом этого закона является то, что на региональном уровне должны быть разработаны свои законы, призванные обеспечить комфортные условия для функционирования Фонда по ремонту многоквартирных домов, - сказал Вячеслав Безуглый (подробности на видео). - Все помнят возмущение общественности, вызванное поправками в жилищный кодекс. Эти поправки многими были восприняты, как законодательное закрепление ухода федеральной власти от ответственности за капремонт жилых домов. Депутаты облдумы одними из первых подняли этот вопрос и на весеннем заседании профильного комитета выразили единодушное мнение, что принимать закон в предложенном виде нельзя. Государство должно выполнять взятые на себя обязательства, капремонты не должны ложиться только на плечи собственников жилья. Эта наша позиция была услышана на федеральном уровне. Теперь задача по разработке правил организации справедливой и прозрачной системы капремонта ляжет главным образом на региональный уровень. Очень скоро нам придется создать региональный закон, хоть федеральный еще и не принят, надо заниматься этим вопросом уже сейчас.
При подготовке нормативных документов должны учитываться не только социальные вопросы, но и проблема давно износившегося жилищного фонда, который по разным оценкам составляет от 60 до 70%. При этом действовавшая ранее система финансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ была чрезвычайно негибкой, вследствие чего многие города Мурманской области, включая Мурманск, были лишены возможности получить финансирование по 185-ФЗ из госбюджета. У нас есть все основания рассчитывать, что на региональном уровне удастся сделать эту систему более гибкой и прозрачной. Мы уже сегодня представляем, в каких границах придется разрабатывать региональные нормы. Правовые основы функционирования региональной системы капремонта можно определить следующим образом. Наделяются полномочиями в проведении капремонтов в субъектах РФ органы государственной власти и местного самоуправления. Устанавливается обязанность внесения собственниками жилья регулярной платы за капремонт. Обеспечивается процесс планирования капремонта в виде принятия муниципальных адресных программ. Период внесения поправок в ФЗ продлен до 15 октября. Когда весной мы обсуждали законопроект с общественностью, основных претензий было высказано две. Первая - поправки предполагают убрать норму ст.16 ФЗ «О приватизации. Она - об обязанности государства перед продажей жилья собственнику провести его капремонт. В настоящий момент принято решение эту норму в законодательстве сохранить, при этом учтены мнения субъектов РФ, в том числе и Мурманской области. Вторая поправка касается учета мнения граждан о сохранении господдержки капремонта за счет средств федерального бюджета, так как Фонд ЖКХ прекращает работу с 1 января 2013 года. В дальнейшем такая поддержка должна осуществляться по линии межбюджетных отношений. В настоящий момент проблема не решена. Четких гарантий федерального софинансирования мы до сих пор не имеем. Учитывая тяжелое состояние бюджета Мурманской области, есть опасения, что затраты лягут на плечи собственников жилья. Не ясно, смогут ли муниципальные бюджеты исполнять свои обязательства, как собственники жилфонда. Я от имении думской фракции ЛДПР облдумы предлагаю такую методику софинансирования: на каждый рубль, вложенный собственниками жилья, должно быть добавлено 4-5 рублей бюджетных денег. А в начале программы, чтобы люди в нее поверили, возможно и больше. При этом основные средства нужно направлять на капремонты, снижающие эксплуатационные расходы жилищного фонда - например, в сети. В дальнейшем это снизит и расходы собственников. Наличие федеральной помощи по капремонту - непременное условие реализации законопроекта, иначе он станет финансово неподъемным.
Теперь - о будущем региональном законопроекте. Федеральный законопроект о капремонте носит ямочный характер, он переносит решение вопросов капремонта на уровень субъектов РФ. Это сделано для учета региональных особенностей для создания систем капремонта. Все неопределенности нужно учесть сейчас, привлекая для этого управляющие организации, ТСЖ, общественников и собственников жилья. Нужно сделать так, чтобы принятие решений о выделении средств не превращалось в волокиту. И в то же время обеспечить контроль за их использованием. При принятии регионального закона, который будет обеспечивать финансирование капремонта, следует исходить из того, что все противоречия уже будут разрешены на федеральном уровне.
В будущем региональном законе будут отражены полномочия региона в области капремонта. К ним относится определение модели системы капремонта. Первая модель - взаимного финансирования (котловая), вторая - за счет фонда ремонта домов. Установление порядка определения необходимости капремонта относится к актам технического регулирования.
Следующее - установление порядка принятия решения о проведении капремонта, порядка ежегодного графика капремонта в муниципалитетах порядка внесения платы за капремонт, максимального и минимального уровня платы за капремонт на территории Мурманской области (диапазон). Установление порядка использования и управления средствами, сформированными за счет платы за капремонт, распоряжение временно свободными средствами. Обеспечение контроля за управлением и целевым расходованием средств, собранных в порядке платы за капремонт.
О выборе модели капремонта в нашей области. Это наиболее ответственное решение, которое придется принимать при формировании региональной системы капремонта. Здесь надо учитывать мнение жилищно-коммунального сообщества и собственников жилья. Органы региональной и муниципальной власти не могут принять решение по этому вопросу.
В настоящее время, как я уже сказал, обсуждаются 2 модели капремонта: «котловая», которая действует в Татарстане и Башкортостане, и за счет фонда капремонта домов, она частично действует в Ростовской области. Первая модель очень проста, удобна и в целом применима к нашему региону. Однако может подавить нарождающиеся зачатки зарождающегося управления домами ЖСК и ТСЖ. Когда собственники уже поддерживают дома в надлежащем виде, почему они еще должны платить в фонд, чтобы за их деньги ремонтировались чужие дома?
Модель вторая является более демократичной, однако требует консолидации усилий всех участников процесса и создания новых структур. Например, гарантийного фонда. Нужно вести переговоры с банками, где эти деньги будут содержаться. Самое главное - есть сомнения, что собственники помещений грамотно и осознанно пойдут на решение вопроса капремонта посредством кредитования. При этом нужно соблюдать принципы добровольности, права на выбор собственника, доступности для него финансовых кредитных средств. Должен быть обязателен учет собранных и аккумулированных средств. Инициатива капремонта должна исходить от собственников помещений, с учетом мнения УК. При ограниченности средств на капремонт заявки на него должны выполняться в плановом порядке».

Поделиться: