Как мы уже сообщали, 19 сентября, в мурманском конгресс-отеле «Меридиан», по инициативе комитета по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы, состоялось заседание «круглого стола» на тему формирования региональной системы капремонта многоквартирных домов. С основным докладом на эту тему выступил председатель профильного думского комитета Вячеслав Безуглый. Точку зрения на эту тему правительства области высказал первый заместитель министра энергетики и ЖКХ региона Владимир Софьин.
«Мы обсуждаем федеральный законопроект, который прошел только первое чтение, и не факт, что он будет именно таким, напротив - уже точно известно, что он будет другим, - сказал Владимир Владимирович (подробности на видео). - За этим круглым столом хотелось бы обсудить какие-то концептуальные вопросы. Например, быть или не быть региональному фонду по капремонту многоквартирных домов, или зачем он нужен жителям Мурманской области. Ну и о доступности фонда, добровольности выбора собственниками тех или иных схем финансирования капремонта. Хотелось бы отметить, что региональная система капремонтов - это не региональный фонд или организация, которая будет вести это дело. Региональная система капремонтов это совокупность нескольких мероприятий - организационных, экономических, финансовых, которые мы должны отработать и утвердить на законодательном уровне. Как в областной думе и региональном правительстве, так и в органах местного самоуправления и в муниципалитетах. Ни для кого не секрет, что законопроект в основном касается жителей муниципальных образований. И возможно, что мы с вами придем к решению, что на муниципальном уровне элементы региональной системы будут разными.
В главу угла надо ставить принцип добровольности: как собственники многоквартирного дома решат, так и будет. Решение о капремонте нельзя навязывать и действовать с позиции силы. Без решения собрания собственников жилья о том, в какой системе капремонта можно участвовать, брать кредит или не брать, и на каких условиях отдавать, действовать нельзя. Это должно быть прописано в региональном законодательстве.
О региональном операторе, работа которого в большей степени касается крупных муниципальных образований. Да, должна быть какая-то организация, которая будет собирать, аккумулировать и распределять средства, вести учет отчислений граждан. Если это отдать на откуп управляющим компаниям, то что будет с деньгами после смены УК, что можно сделать по закону? Увы, у нас есть негативный опыт работы с управляющими компаниями и даже с председателями правления ТСЖ, которые беззастенчиво пользуются денежными средствами граждан по своему усмотрению.
Кроме региональных операторов, нужно обсудить схему банков и их структур. Должна быть банковская организация с открытыми номинальными расчетными счетами. Сейчас законодательством введено такое понятие, как номинальные расчетные счета. То есть, у каждого дома должен быть открыт такой счет, куда в определенных пропорциях будут вкладываться деньги. Это тоже совершенно непонятный вопрос, который необходимо обсуждать.
Чтобы запустить все механизмы, все равно нужно иметь региональную долгосрочную целевую программу, частями которой будут соответствующие муниципальные программы. То есть, первое, с чего нужно начать, - с муниципалитетов, где должны быть свои программы с четко расставленными приоритетами. Приоритет должен быть отдан в первую очередь тем домам, по которым несет обязательства государство. Оно нас обмануло, когда не сказало о том, что квартиры приватизируются в том виде, в котором нам достались. И сейчас мы несем ответственность не только за свое жилье, но и за места общего пользования. Соответственно, мы имеем не только права на квартиру, но и несем ответственность за капремонт общедомового имущества. Из муниципальных программ нужно будет сформировать региональную ДЦП. И обязательно заявиться на федеральное софинансирование. Особенность Мурманской области связана с домами в ЗАТО, домами, закрепленными за муниципальным и обменным фондом. Такая система в Мурманской области должна быть, отсюда проистекает вероятность получения федерального софинансирования. Я общался недавно с представителями Минэкономразвития РФ, они говорят, что система взаимного софинансирования, заложенная в законопроект в первом чтении, это МММ-2012. Но двигаться вперед все равно надо».