10:2524.09.12

Поход «Петра Великого» – это демонстрация готовности защищать наши интересы в Арктике военным путем

Поход «Петра Великого» – это демонстрация готовности защищать наши интересы в Арктике военным путем

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, крупный российский боевой корабль впервые вышел на трассу Севморпути 20 сентября палубный вертолет Ка-27, базирующийся на флагмане Северного флота - тяжелом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий», совершил жесткую посадку и получил повреждения во время отработки действий по учебной высадке десанта с борта корабля. В ходе инцидента никто не пострадал.
Вертолет, конечно, жалко. Но куда важнее, где это произошло - у острова Котельный архипелага Новосибирских островов, которые находятся в море Лаптевых. Практически у кромки тяжелых арктических льдов. Если и появлялись ранее в этих краях крупные надводные корабли и суда, то, как правило, в сопровождении ледоколов. А рядом с «Петром Великим» - только спасательный буксир.
Стоит заметить, что в последние десятилетия в этих водах боевую службу несли лишь атомные подводные лодки - наши и американские. Крейсеры и эсминцы из Североморска в океанские походы уходили исключительно в западном направлении - вокруг Скандинавии, в Атлантику. Чаще всего - и далее, в Средиземное море.
Идти крейсеру в Арктику? А зачем? Надводного противника, пусть даже того, которого принято называть вероятным, там не бывало никогда и не предвидится в обозримой перспективе. Потому что это Севморпуть, по сей день - исключительно российский маршрут, на котором безраздельно хозяйничают наши ледоколы. Воевать сегодня «Петру Великому» там попросту не с кем. К самостоятельному поиску и уничтожению атомных подлодок он не приспособлен. Для него цель - авианосец врага или другой крупный надводный корабль. Но представить авианосец под звездно-полосатым флагом в Карском море сегодня совершенно невозможно. Нечего ему там делать.
Вероятно, последний случай, когда в этих водах самостоятельно действовал крупный надводный боевой корабль, был зафиксирован в августе 1942 года: в тот раз немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» в неравном бою затопил советский ледокол «Александр Сибиряков». Что же сегодня занесло в эти суровые края нашего флагмана?
С этим вопросом РИА «новости» обратились к бывшему командующему 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой, бывшему начальнику Главного штаба ВМФ, адмиралу Валентину Селиванову:
- Валентин Егорович, раньше надводные корабли нашего флота несли боевую службу в этом регионе?
- Нет, нам это было ни к чему - только напрасно тратить время и деньги. Корабли ходят в море либо на боевую подготовку - чем ближе их полигон, тем это экономичнее и легче, либо на боевую службу в район потенциального соприкосновения с противником. На Северном морском пути противника никогда не было. Нам незачем было туда отправлять корабли.
- Тогда зачем сейчас понадобилось отправлять в Карское море «Пётр Великий»?
- На мой взгляд, здесь две причины. Первая чисто климатическая: льды Северного Ледовитого океана все стремительнее тают на протяжении уже многих лет. 23 августа прошлого года впервые небольшой российский пограничный корабль водоизмещением всего в тысячу тонн вышел из Мурманска и 20 сентября прибыл на Сахалин. Он прошёл Северным морским путем в одиночку и без ледоколов. Мои знакомые, которые участвовали в этом походе, сказали, что льдов даже и не увидели. Ледовая обстановка в Арктике сильно упростилась. В результате улучшились и возможности судоходства к северу от континента.
Второй фактор - политический. Поход «Петра Великого» - это демонстрация готовности защищать наши интересы в Арктике военным путем. В последнее время мы предпринимаем немало мер для усиления своего боевого потенциала на Севере. А теперь показываем, что и атомный ракетный крейсер способен там плавать и отрабатывать необходимые задачи. Что он и делает.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не считает, что в походе флагмана Северного флота есть что-то необычное:
- Проведение «Петром Великим» учений в Карском море объясняется тем, что оно совершенно точно недоступно для каких-либо средств разведки стран НАТО. А у нас очень нервно относятся к их появлению. Действительно в этом регионе крупные военные корабли не появлялись чуть ли не со времен второй мировой, но это было затруднительно просто по причине большого количества льдов, которых сейчас там почти нет. В этом году их особенно мало. Причем в первую очередь освобождается от льда именно российская часть Северного Ледовитого океана и появляется возможность уйти от западной разведки вглубь собственных вод.
Мнение руководителя Центра военного прогнозирования, кандидата военных наук, полковника Анатолия Цыганка:
- Необходимо ясно понимать, что главный плюс того, что Северный морской путь полностью пролегает в территориальных водах России, состоит не в том, что мы можем извлекать коммерческую прибыль из проводки иностранных судов по этому маршруту. А в том, что мы можем проводить Севморпутем наши боевые корабли с западного континента на восток и наоборот.
Когда Норвегия, Германия, Великобритания и другие европейские страны заявили, что проход судов по Севморпути должен быть беспрепятственным для любых государств мира, Россия согласилась. Но с условием оплаты перехода по маршруту, поскольку мы вложили очень большие деньги в его инфраструктуру. Было и второе условие: иностранные военные корабли должны в обязательном порядке предупреждать нас о своих планах через Министерство иностранных дел. Это говорит о том, что мы сейчас всерьёз рассматриваем Северный морской путь не только как маршрут коммерческого сообщения, но и как важное средство военных коммуникаций. Мы планируем создать арктические мотострелковые бригады, провести на Севере учения Воздушно-десантных войск. Заявлено, что наши Вооруженные силы теперь получают технику, специально адаптированную к условиям Крайнего Севера. Это всё говорит о пристальном внимании руководства страны к охране и развитию приарктических районов России. Поход «Петра Великого» - это очередное подтверждение наших притязаний на контроль региона.
- Всеми известно о серьезных разногласиях России и США по вопросу ПРО. В частности, обсуждается возможность размещения американских эсминцев с системой ПРО «Иджис» в освобождающихся от льдов районах Арктики, вблизи российского побережья. Если это произойдет, кратчайшие траектории полета наших межконтинентальных баллистических ракет к США окажутся в зоне досягаемости их систем. Может быть, поход «Петра Великого» связан и с этими планами?
- Не исключено. На Севере американцы свою систему ПРО развивают так же, как и на юге. Корабли с системой «Иджис» регулярно заходят в Берингов пролив, патрулируют международные воды. Это создает угрозу нашей безопасности. Потому что одно дело, когда корабли, оснащенные системой ПРО, появляются на наших южных границах и в Средиземном море - в случае войны российские ракеты все равно полетят к Штатам через Северный полюс. И совсем другое, когда эти корабли появляются к северу от нашей страны. Это даст им возможность сбивать наши баллистические ракеты на самом уязвимом - разгонном участке траектории.

svpressa.ru

Поделиться: