08:5525.09.12

Власть идёт своей дорогой, а бизнес - своей

Власть идёт своей дорогой, а бизнес - своей

ИА «Nord-news» уже сообщало о том, что Министерство экономического развития Мурманской области опубликовало проект долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы. Программа, по нашим оценкам, получилась малопривлекательной и уж точно не инновационной, а потратить на её реализацию планируется без малого 1 млрд рублей. Каких-то существенных для бизнеса решений она не предлагает, вместо этого бюджетные средства будут потрачены на проведение выставок и конкурсов для предпринимателей. Анализ основных мероприятий, описанных в программе, позволяет сделать вывод, что её писали, не спросив представителей бизнес-сообщества.
Свое мнение по ДЦП и о том, как в реальности следовало бы развивать малый и средний бизнес в регионе высказал президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев.
- Малый и средний бизнес на сегодняшний день представляет из себя совсем не то, что хотелось бы видеть, - отметил Александр Лебедев. - При этом количество предприятий малого и среднего бизнеса в регионе из года в год уменьшается. По данным исследований, проведенных СПП МО, с 2000 года в Мурманской области перестало существовать около 1000 предприятий с численностью работников до 100 человек. Все это происходит на фоне ухудшения демографической ситуации в регионе, которая во многом и влияет на трудовой потенциал в сфере малого и среднего бизнеса. Год от года руководители предприятий отмечают увеличивающиеся проблемы с набором персонала и с его качеством.
- Подводя итоги очередных выпускных экзаменов в школах, мы отмечаем факт того, что уровень их образования в регионе выше, чем по стране, - рассказывает Александр Геннадьевич, - а после зачисления их в наши региональные вузы уровень знаний у первокурсников ниже, чем по стране. Это говорит о том, что наиболее способные молодые северяне уезжают из региона и обратно уже не возвращаются. Это касается не только выпускников. Думаю, каждый второй житель Мурманской области, если не каждый, переехал бы в другое, более комфортное с климатической точки зрения место при появлении у него соответствующей возможности. В основном стараются сменить место жительства северяне работоспособного возраста, причём молодежь. Год от года падает престиж предпринимателя, как основы благосостояния региона и страны. Вместе с этим растёт престиж работы в государственных органах ввиду того, что рисков увольнения там почти нет, да и зарплаты достаточно высокие. На фоне этого очень сложно говорить о развитии, в особенности малого и среднего бизнеса».
Как отмечает глава регионального СПП, в Мурманской области ежегодно реализовывается комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса, но они, по мнению эксперта, недостаточны для интенсивного развития этой важной сферы и носят, скорее всего, косметический характер.
- Многое зависит от федерального центра, - говорит Александр Лебедев, - так как региональные министерства работают в рамках соответствующих полномочий и регламентов, спущенных сверху.
Отметим, что президент СПП МО уже много раз отмечал, что регионам необходимо передавать гораздо больше полномочий в решении экономических вопросов. В последние годы об этом много говорится и на федеральном уровне, но заявления эти носят, скорее всего, декларативный характер.
- Регион сам должен определять свою экономическую политику, - говорит Александр Лебедев. - Хочу обратить внимание на меры, которые, на мой взгляд, могли бы привести к более интенсивному развитию этой сферы на территории нашего региона. Они носят различный временной характер, но, по моему мнению, должны рассматриваться в комплексе. Рассмотрим их, начиная с долгосрочных, заканчивая текущими краткосрочными мерами.
Основной задачей должно стать принятие со стороны государства особой экономической политики по отношению к северным территориям России. Этого необходимо добиваться и прилагать к этому все возможные усилия. Принятие данной политики должно стать основным нашим мега-проектом. Он должен послужить своеобразным фундаментом всех дальнейших преобразований и обеспечить равные условия конкуренции предприятий и организаций Мурманской области с предприятиями и организациями из других регионов. Это актуально в текущих условиях глобализации, когда конкуренция из внутри регионального уровня смещается на межрегиональный, а, в связи с вступлением России в ВТО, в дальнейшем и на международный уровень. Не нужно забывать, что Мурманская область обязана своим развитием именно благодаря аналогичной политике, существовавшей в социалистический период. Должен быть смысл приезжать в регион или как минимум не уезжать из него и носить он должен, безусловно, материальный интерес.
Следующей задачей, по мнению эксперта, должно стать развитие предпринимательского потенциала в Мурманской области. Он предлагает начинать это со школьной скамьи. Создавать бизнес-инкубаторы необходимо в школах и других учебных заведениях. Причём не только бизнес-инкубаторы, но и действующие предприятия.
- Мы должны выявлять предпринимательские таланты в наших детях и развивать их, - отмечает Александр Лебедев. - Это сложная задача, но при правильной реализации она даст нам через 5-10 лет существенное увеличение доли малого и среднего бизнеса в регионе. Продолжая тему бизнес-инкубаторов, хочу остановиться на частных бизнес-инкубаторах, создание которых должно стимулироваться со стороны государства. Процесс воспроизводства новых предприятий может быть как естественным, так и искусственным. С естественным процессом, думаю, сталкивались многие предприниматели. Например, работает у вас в компании сотрудник или несколько сотрудников, набираются опыта, знаний, а затем уходят от вас и создают собственный бизнес. Искусственный же способ скорее создает иллюзию работающих предприятий и опыт нашего Апатитского бизнес-инкубатора это подтверждает. Возможно, есть и положительный опыт, но каждый из нас знает разницу между искусственным и естественным процессами. В связи с этим, абсолютно логичным будет создание частных бизнес инкубаторов, в которых частный инвестор вкладывает средства в создание и развитие новых предприятий, а государство, в лице региона, компенсирует ему часть затрат в том или ином виде.
Эксперт уверен, что многим предпринимателям данная система покажется интересной и они будут готовы попробовать свои силы в новых направлениях. В результате мы получим рост количества новых предприятий при существенной экономии бюджетных средств. Аналогичным образом могут создаваться и индустриальные парки.
- Необходимо работать над повышением конкурентоспособности наших предприятий сферы малого и среднего бизнеса на межрегиональном и международном уровнях, - считает Александр Лебедев. - Предприятия, реализующие продукцию или услуги за пределы региона, должны поддерживаться более существенно, вплоть до возмещения из регионального бюджета от 1 до 5% суммы реализуемой продукции или услуг за пределы региона. Именно эти предприятия будут являться основой эффективного развития малого и среднего бизнеса на ближайшее десятилетие, как минимум.
Необходимо стимулировать инновационную направленность в данной сфере. Регистрация патента на изобретение должна компенсироваться из средств регионального бюджета в размере 100%, а ещё более логичным было бы ввести систему дополнительных выплат за регистрацию от трёх и более патентов. Это стимулировало бы предприятия малого и среднего бизнеса регистрировать свои изобретения.
Следующей задачей, по мнению президента СПП МО, является повышение энергоэффективности предприятий и организаций малого и среднего бизнеса. Это особенно актуально для предприятий и организаций, работающих в условиях Крайнего Севера. Какие бы законы или программы в данной сфере не принимались, они должны иметь чёткую практическую направленность, которая должны выражаться в компенсации до 50-70% сумм потраченных на энергосберегающие проекты.
За последние 10 лет количество чиновников на всех уровнях увеличилось почти в 3 раза, наш регион не исключение. Это, как считает Александр Геннадьевич, неэффективно с точки зрения рациональности использования трудовых ресурсов, увеличения расходов государства на их содержание и роста коррупционных проявлений. Вернув количество чиновников на прежний уровень, можно было бы существенно оживить рынок труда и сократить расходы государства, а также снизить воздействие на предпринимательское сообщество коррупционного фактора.
- Необходима популяризация статуса предпринимателя, - отмечает Александр Лебедев. - Должна быть разработана отдельная программа за счёт средств регионального бюджета. Она должна быть комплексной и рассчитана на увеличение населения, занятого в сфере предпринимательства. Необходимо изменить подход к стимулированию участия в предпринимательских конкурсах. Победитель должен получать не только красивый диплом, но и реальный выигрыш в виде, например, налоговых льгот на определенный период или другие преференции.
При этом необходимо продолжать существующее субсидирование субъектов малого и среднего бизнеса, постепенно расширяя их перечень. Позитивным шагом было бы начать компенсировать хотя бы часть затрат на приобретение лицензированного программного обеспечения, так ка эти затраты достаточно существенны.
- Выше я привел основные меры, которые могли бы оказать стимулирующее воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в регионе, - подводит итог Александр Лебедев. - Думаю, что мер может быть больше и они могут быть другими, но это моя точка зрения. Я не касаюсь таких «вечных» проблем, как упрощение налоговой отчётности, снижение ставки кредитования, снижение налоговых ставок и другие. Они общие для представителей малого и среднего бизнеса всех регионов и, надеюсь, со временем они также будут постепенно решаться.
В заключении хочу акцентировать внимание на том, что самый простой способ стимулирования роста малого и среднего бизнеса - приток населения, но сделать это возможно только при изменении федерального законодательства.

Поделиться: