12:3125.09.12

Министерство финансов РФ нашло 100 млрд рублей на строительство трех новых атомных ледоколов

Министерство финансов РФ нашло 100 млрд рублей на строительство трех новых атомных ледоколов

Министерство финансов России в рамках реализации президентских указов от 7 мая предусмотрело в проекте бюджета на 2013-2015 годы средства на строительство трех новых атомных ледоколов. Об этом на заседании правительства сообщил глава Минфина Антон Силуанов. «Несмотря на сложность бюджета, мы провели так называемый бюджетный маневр и изыскали внутри бюджета ресурсы как на выполнение указов президента, так и на первоочередные цели, которые определило правительство Российской Федерации», - сказал он. Министерство финансов нашло 100 млрд рублей на строительство трех новых атомных ледоколов
Ни Минфину, ни правительству России решения о «нахождении» денег в ближайшее время на строительство новых атомных ледоколов было не избежать. Без атомных ледоколов невозможно полноценное освоение нефтегазовых богатств Арктики, которое «Газпром», например, уже начал в прошлом году на шельфе Баренцева моря. Без них невозможно осуществить проект «Новатэка» по строительству на полуострове Ямал крупнейшего российского завода по сжижению природного газа, отгрузка первой партии которого запланирована на 2018 год. И, наконец, без атомных ледоколов России нечего и думать заманить грузоперевозчиков из стран азиатско-тихоокеанского региона на Северный морской путь, пролегающий из Азии в Европу вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана.
Однако из шести работающих сейчас российских атомных ледоколов четыре - «Россия» (введен в строй в 1985 году), «Таймыр» (1989 год), «Вайгач» (1990 год) и «Советский Союз» (1990 год) - должны быть вскоре выведены из эксплуатации («Ленин», «Арктика» и «Сибирь» уже стоят на приколе). Первоначальный ресурс всех четырех этих ледоколов составлял 100 тысяч часов. После модернизации их ресурс был продлен до 175 тыс. часов, но в 2018-2020 годах (а может быть, и раньше - в зависимости от того, каков будет режим эксплуатации) эти ледоколы все равно придется списать.
Поэтому Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) дано задание к концу 2017 года передать флоту головной атомный ледокол нового поколения мощностью 60 МВт. Разработчик - ЦКБ «Айсберг». Изготовитель - ныне входящий в ОСК «Балтийский завод - судостроение» (Санкт-Петербург). Стоимость контракта - почти 37 млрд рублей. Закладка ледокола на стапеле запланирована на ноябрь 2013 года, спуск на воду - на ноябрь 2015-го.
Новый атомоход обещает стать крупнейшим ледоколом в мире, перехватив пальму первенства у ледокола «50 лет Победы». «Для освоения нефтегазовых шельфовых месторождений требуются крупнотоннажные танкеры шириной порядка 36-44 метров. Для проводки таких широких и тяжелых судов нужно проложить путь соответствующей ширины. Новые суда, которые смогут преодолевать льды толщиной почти в 3 метра, позволят открыть на Северном морском пути круглогодичное «коммерческое движение», - подчеркивал «Известиям» представитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко. При этом новый ледокол, при всей его мощи и размерах, сможет работать не только на трассах Севморпути, но и, подобно «Вайгачу», в устьях рек на мелководье. Это достигается благодаря двухосадочной конструкции корпуса. При полных балластных цистернах судно работает как «тяжелый» ледокол, который может преодолевать льды зимой толщиной до 4 метров. Слив балластную воду, он уменьшает осадку на 2 метра и может работать в устьях рек как «мелкосидящий» ледокол. Такого ледокола у России еще не было.
По мнению «Росатома», для того чтобы Северный морской путь круглогодично функционировал в полную силу (а в этом прежде всего заинтересованы отечественные нефтегазодобытчики и зарубежные транзитные перевозчики), России нужно не менее десяти атомных ледоколов. Поэтому вполне возможно, что строительством трех новых атомных ледовых «богатырей» до 2020 года правительство не ограничится. Хотя темп обновления атомного ледокольного флота, конечно, впрямую будет увязываться с темпами освоения нефтегазовых месторождений в Арктике и усиления военного присутствия нашей страны в северном циркумполярном макрорегионе (кстати, при необходимости на все советские ледоколы могло быть установлено достаточно тяжелое вооружение).
Но представители ОСК при заключении контракта на строительство головного ледокола ЛК-60 уже заявили, что стоимость последующих судов этой серии будет ниже, чем 37 млрд рублей. Дело в том, что в эту сумму были включены опытно-конструкторские работы по «доводке» конструкции самого ледокола и его самой дорогостоящей части - реакторной установки РИТМ-200 разработки ОКБМ им. Африкантова, подготовка верфи к началу работ, различные ноу-хау и т.д. Правда, насколько «ниже», сейчас сказать сложно, учитывая провал ходовых испытаний тяжелого авианесущего крейсера «Vikramaditya», предназначенного для Индии. Во сколько обойдется ремонт крейсера и кто за него будет платить - Индия, российский федеральный бюджет или ОСК, пока неизвестно. А ответ на этот вопрос впрямую влияет на стоимость продукции Объединенной судостроительной корпорации, в том числе и атомных ледоколов, сообщает expert.ru.

Поделиться: