13:3226.09.12

Прежде чем начать какие-либо работы в Карском море, нефтегазовые компании должны убедиться в том, что его дно очищено от ядерных отходов

Прежде чем начать какие-либо работы в Карском море, нефтегазовые компании должны убедиться в том, что его дно очищено от ядерных отходов

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, российско-норвежская экспертная группа, состоящая из 16 исследователей, не обнаружила радиоактивной утечки из затопленной в Карском море в районе Новой Земли атомной подводной лодки К-27.
Директор Государственного управления Норвегии по радиационной безопасности Пер Странд сообщил общественной экологической организации «Беллона», что основной целью экспедиции было установить существование опасности возникновения неконтролируемой цепной реакции на борту К-27, затопленной в районе Новой Земли (залив Степового) в Карском море в 1981 году. «Российская сторона указала на то, что существует гипотетическая вероятность, что отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), не выгруженное из аварийных реакторов, может вызвать неконтролируемую цепную реакцию, которая, в свою очередь, может привести к выбросу и распространению радиоактивности», - рассказал Странд в телефонном интервью «Беллоне».
АПЛ К-27 с двумя реакторами с ОЯТ была затоплена Северным Флотом Советского Союза в 1981 году, после аварии с выходом радиоактивности, убившей девять моряков в 1968. АПЛ пытались отремонтировать, но потом залили специальным раствором и затопили.
Исследователи также изучили порядка 2000 контейнеров с различными радиоактивными отходами, также затопленными в заливе Степового. Увеличения уровня радиации с момента последней экспедиции в 1994 году замечено не было.
Российским официальным лицам, и их коллегам в Норвегии предстоит принять решение о безопасной утилизации К-27, которая стала главным приоритетом экспедиции.
Странд также отметил, что совместная исследовательская группа на борту исследовательского судна «Иван Петров» взяла пробы морских организмов, донных отложений и водорослей.
Исследователи также использовали мини подводную лодку для проверки состояния и фотографирования субмарины. Участники экспедиции подчеркивают, что все полученные данные предварительные, но «эти данные помогут понять, нужно ли поднимать АПЛ» для более безопасного захоронения, уверен Странд.
«Сейчас самое приоритетное - используя собранные данные, провести оценку экологического воздействия и обоснования идеи поднятия субмарины», - рассказал он.
По словам Странда, Норвегия сейчас должна сконцентрироваться на разработке эффективной системы мер в случае возникновения на борту судна неконтролируемой цепной реакции.
Совместная экспедиция - первая в своем роде за последние 18 лет - была снаряжена после того, как российские власти передали властям Норвегии данные, в которых уточняется количество атомных реакторов и радиоактивных отходов, затопленных в Карском море десятки лет назад.
В обновленных данных по захороненным в Карском море объектам говорится о 19 судах с РАО, 14 ядерных реакторах, в пяти из которых содержится ОЯТ, 735 единицах радиоактивных конструкций, а также 17 000 затопленных контейнерах с радиоактивными отходами (РАО), и затопленной АПЛ К-27 с двумя реакторами с не выгруженным ОЯТ.
В 2011 году Беллона получила предварительный аналогичный документ, подготовленный для встречи Госсовета РФ по экологической безопасности под председательством тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева.
Ни Странд, ни эксперт в области ядерной и радиационной безопасности Беллоны Игорь Кудрик не считают эти данные окончательными.
Более того, президент международного Объединения «Беллона» Фредрик Хауге уверен, что не стоит ожидать от России точности в данных, поскольку сама Россия не осведомлена о размерах захоронений ядерных отходов в своих акваториях.
По словам Игоря Кудрика, тот факт, что экспедиция сосредоточила все свои ресурсы на исследовании К-27, в то время как в Карском море огромное количество объектов, которые надо исследовать, говорит о том, что риск возникновения неконтролируемой цепной реакции реален.
«Внимание к К-27 показывает, что риск возникновения неконтролируемой цепной реакции вполне обоснован», - уверен эксперт.
«Россия утилизировала несколько реакторов того же типа, что и у К-27 - с жидкометаллическим теплоносителем, которые хранились на берегу. Именно опыт в утилизации таких реакторов заставляет Россию бить тревогу», - сказал Кудрик, добавив, что «последующие шаги должны включать анализ вероятности наступления наихудшего сценария, и оценки необходимости поднятия АПЛ».
Авторитетнейший российский эколог Алексей Яблоков, бывший старший советник по экологическим вопросам Бориса Ельцина, опубликовавший в 1992 году Белую книгу по захоронению радиоактивных отходов в районе Новой Земли, настаивает на том, что субмарину нужно поднимать.
«K-27 - опасный объект, и существую планы по ее подъему со дна. Технически это возможно», - цитирует Яблокова новостное агентство Bloomberg.
Ни директор Департамента коммуникаций госкорпорации Росатом Сергея Новиков, ни Анатолий Захарчев  - руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Дирекции ЯРБ госкорпорации не были доступны по рабочему или мобильному телефону, чтобы прокомментировать ситуацию.
Представленный предварительный анализ по огромному количеству затопленных РАО, говорит о том, что их текущее состояние осложнит освоение Арктических нефтегазовых месторождений.
Норвежская «Статойл» и итальянская «Eni SpA» создали совместное с российским нефтяным гигантом «Роснефть» предприятие по изучению российской акватории арктических морей.
Пресс-секретарь «Статойл» Борд Петершен в интервью «Беллоне» отметил, что  «Даже принимая во внимание последние данные по радиоактивным отходам, я не думаю, что они создадут какие-либо сложности в нашей совместной с «Роснефть» работе по освоению месторождений».
Он, однако, отметил, что «Статойл» будет следить за исследованиями, сделанными совместной норвежско-российской экспедицией.
По словам эксперта «Беллоны» Игоря Кудрика, финансовая ответственность за очистку дна Карского моря от РАО лежит на России. Но нефтяные компании должны содействовать скорейшей очистке арктических морей до начала какой-либо промышленной деятельности в регионе.
«Прежде чем начать какие-либо работы в Карском море, нефтегазовые компании должны убедиться в том, что его дно очищено от ядерных отходов. При самом неблагоприятном сценарии - в случае возникновения цепной реакции в реакторах К-27 - радиация распространится в Карское море и создаст огромные проблемы для любой промышленной деятельности», - уверен эксперт «Беллоны».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

12:13Предпринимателя из Ковдора оштрафовали за торговлю одеждой без маркировки

11:58В Мурманской филармонии выступят легендарные норвежские музыканты

11:35«ДубльДом» на сопке Волосяной откроют для туристов в июне

11:19На улицах Кандалакши развернулась погоня с выстрелами

10:56Мурманская прокуратура обнаружила сайты по продаже липовых дипломов

10:38В Мурманской области начались Дни открытых дверей в налоговой службе

10:25На конференции «Российского фонда мира» отметили успешность заполярного отделения

10:09Дмитрий Медведев прокатился на лыжах в Хибинах и пообщался с северянами [видео]

09:48Специалисты СФ начали ремонт причала в Островном

09:31В Кировске потушили авто продовольственного магазина

09:22В Мурманске наградили самых активных волонтеров

09:10Температура воздуха в Мурманской области поднимется до +7°

08:06Без горячей воды в Мурманске останутся более 30 домов

07:06Мурманчан приглашают на мультимедийный проект «Бергман 100»

15:30Самой юной участницей «Тотального диктанта» стала третьеклассница из Мурманска

13:46Житель Кировска перечислил более 100 тысяч лже-сотруднику банка

13:21В Мурманске наградили участников «Тотального диктанта»

12:54На стройке Нахимовского училища в Мурманске потушили пожар

12:31В Мурманске собаки покажут спектакль «Репка на новый лад»

11:01В Оленегорске открывается фестиваль саамской культуры

15:15Травмирование ребенка в Кировске из-за ледяной фигуры: родители проигнорировали предупреждения

14:1811 человек тушили пожар в мурманской квартире

14:10Из ДТП на Беринга в Мурманске спасли одного человека

10:30Работы по созданию Мурманского транспортного узла выполнены на треть

Все новости