17:0504.10.12

Ямал в околополярном мире занимает прочную позицию центра арктических преобразований

Ямал в околополярном мире занимает прочную позицию центра арктических преобразований

Не секрет, что в Арктике в ближайшие десятилетия будет сосредоточена научно-производственная деятельность целого ряда стран. Сверхмасштабные задачи по освоению и развитию арктических территорий, проектированию и эксплуатации инфраструктурных объектов в Арктике, сохранению экологического равновесия, разработке мер адаптации человека к суровым арктическим условиям, ликвидации негативных последствий хозяйственной деятельности человека - требуют усиления международного сотрудничества, развития государственно-частного партнерства, интеграции научной мысли. Именно по этому пути идут правительство РФ и правительство ЯНАО.
Арктика и прежде всего Ямало-Ненецкий автономный округ находятся на пороге мощного рывка в своем промышленном, экономическом развитии. Ресурсный потенциал территории колоссален: 125 трлн кубометров природного газа и около 23 млрд тонн нефти и конденсата. За все время освоения в округе добыто около 1 трлн кубометров, или около 11 процентов всех разведанных ресурсов. В ближайшие десять лет регион будет соединен железнодорожным сообщением с Воркутой. Через его территорию пройдёт Северный широтный ход. В округе будет построен большой морской порт, в три раза превышающий по своим производственным возможностям порт Мурманска. Планируется создание танкерного флота ледокольного класса и создание трех международных аэропортов. При этом власти субъекта сумели увязать интересы ТЭК с созданием в регионе комфортных условий для жизни людей, бережным отношением к природе.
О новой национальной сверхзадаче - освоении арк­тической зоны России - рассказал на пресс-конференции в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин (фото).
Сегодня Россия ежегодно добывает до 680 млрд кубометров газа. Основным регионом газодобычи является Надым-Пур-Тазовское междуречье. При этом максимальная стадия эксплуатации гигантских местных месторождений миновала. Первоочередной проект на полуострове Ямал - Бованенковское. Это стартовая площадка для выхода в арктическую зону. С вводом месторождения в строй, а он планируется осенью 2012 года, газовая отрасль России откроет новую страницу своей истории. Запасы Бованенково составляют около 5 трлн кубометров газа. Проектный объём добычи - 115, а в перспективе - 140 млрд кубометров голубого топлива в год. В дальнейшей перспективе выход на арктические шельфы может обеспечить добычу в 360 миллиардов кубометров. Кроме того, в регионе есть еще и Гыданский полуостров, запасы которого, по нынешним оценкам, сопоставимы с Ямалом. Пуск Бованенковского месторождения не раз откладывался.
- С точки зрения технологичности, Бованенково к пуску уже готово, - отметил Дмитрий Кобылкин. - Просто не хочется заниматься популизмом. Мы намерены сдать образцово-показательный промысел, чтобы он был таковым с любой стороны...
До начала освоения полуостров вообще не имел ни транспортной, ни трубопроводной инфраструктуры. Только в начале 2010 года было открыто рабочее движение по железной дороге «Обская - Бованенково». Протяженность этой трассы всего 525 километров. Но при ее строительстве были применены уникальные технологии. Известно, что самым сложным участком железной дороги стал мост через пойму реки Юрибей. Опоры моста, протяженность которого составляет около четырех километров, выполнены из металлических труб, которые забурены в вечную мерзлоту от 20 до 40 метров и заполнены армированным бетоном. Трасса «Обская - Бованенково» позволяет обеспечить круглогодичную и всепогодную доставку грузов и персонала на месторождения Ямала. По планам, в 2013 году Газпром продолжит строительство этой трассы дальше на север полуострова - от Бованенково до Харасавэя, к побережью Карского моря.
Еще один значимый проект, к которому Ямал приступает, это строительство Северного широтного хода (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево) протяженностью 707 километров и стоимостью 154 миллиарда рублей.
- В рамках проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» мы выделили два направления: освоение ресурсной базы Полярного Урала и развитие транспортной инфраструктуры Широтного хода. Что для этого нам необходимо? Конечно, все эти годы мы рассчитывали на федеральные деньги. На сегодняшний день они нам в принципе не нужны, финансовая схема складывается так, что мы готовы сами на базе государственно-частного партнерства начать строительство мостового перехода через реку Обь и железной дороги протяженностью 320 километров, - подчеркнул Дмитрий Кобылкин. - Проектом заинтересовались Китай, Чехия, ряд других инвесторов. Все они говорят, что он имеет хорошую перспективу.
Что ж, если посмотреть на Транссибирскую магистраль, то видно, что все развивающиеся города этой огромной территории находятся возле нее, и благодаря этой близости смогут жить вечно.
В центре внимания губернатора также развитие авиасообщения в регионе. До 2020 года на Ямале планируется направить на реконструкцию аэропортов более 10 млрд рублей.
- К этой теме я обратился, как только стал губернатором, - отметил Дмитрий Кобылкин. - Я сразу же попросил президента РФ Дмитрия Медведева передать аэропорты в собственность округа, потому что с 1992 года федерация не вложила в них ни копейки, и это не могло устраивать ни меня как губернатора, ни его как президента. Рассказал, что на полосы крупногабаритным самолетам уже опасно приземляться. Пообещал, что найду варианты, как эти объекты привести в нормальное состояние. В результате в течение двух лет округу отошли Новоуренгойский, Салехардский и Надымский аэропорты. В планах сделать три международных аэропорта - в Салехарде, Новом Уренгое и Сабетте. Мы эту работу уже начали, ведем переговоры с инвесторами. Почему этот проект важен? Потому что территория Ямала - это 700 тысяч квадратных километров. Даже если везде построить «железку» и провести автомобильные трассы, на фактор времени это существенно не повлияет. Нужны аэропорты. Думаю, что мы найдем людей, которые захотят поучаствовать в развитии сети аэропортов на территории Ямала.
Что касается трубопроводного транспорта, то для прокачки газа с полуострова в Единую систему газоснабжения России создается новая газотранспортная система. Ее протяженность превысит 2,5 тысячи километров, из которых 1100 км от Бованенково по направлению к Ухте проходит по ямальской тундре и по дну Байдарацкой губы. Ввод системы запланирован одновременно с вводом Бованенковского месторождения.
По факту, сегодня на полуострове Ямал не только формируется новый мощный центр газодобычи, но и создается транспортная и газотранспортная инфраструктура для выхода к Арктике.
Нельзя не добавить, что на полуострове одновременно с масштабной программой освоения месторождений развивается проект по переработке газа «Ямал-СПГ». Он предполагает создание мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на базе
Южно-Тамбейского месторождения. Здесь запасы газа составляют 1,2 трлн кубометров. Ресурсная база позволит добывать 25 млрд кубометров газа в течение 20 лет. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию завода СПГ - 2016-2018 годы. Он будет построен в районе арктического поселка Сабетта. Создание морского порта в Сабетте - еще один ключевой проект, который реализуется на территории Ямала. Порт был заложен совсем недавно - 20 июля 2012 года. Дмитрий Кобылкин уверен, что строительство порта даст новый импульс не только экономике автономного округа и Тюменской области, но и откроет новые горизонты для развития Уральского федерального округа в целом и соседних федеральных округов: Сибирского и Приволжского.
Реализация этого проекта позволит создать конкурентоспособную логистическую модель, которая обеспечит круглогодичные поставки сжиженного газа на рынки Европы, Северной Америки и в азиатско-тихоокеанский регион через Северный морской путь.
- Создание морского порта на Ямале сможет разгрузить Транссибирскую магистраль и соединить Европу и Азию еще и по воде, - пояснил губернатор.
Суммируя все вышеперечисленное, можно сказать, что строительство трубопроводов, железных и автомобильных дорог, аэропортов, развитие Севморпути, формирование ледокольного флота одновременно с производством сжиженного газа с освоением полуострова Ямал и шельфов открывает широкие перспективы не только топливно-энергетическим компаниям и региону, но и экономике России в целом. Все это обернется ростом товарооборота, созданием новых предприятий и целых отраслей, в частности, неф­тегазохимии. Россия будет иметь и ресурсы, и технологии, а главное - основание и практическую возможность активно работать в Арктике.
24 сентября в морском порту Архангельска состоялась торжественная встреча научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», на котором завершила свою работу комплексная арктическая экспедиция морского базирования (КАЭМБ) «Ямал - Арктика-2012». Финансирование экспедиции велось за счет средств окружного бюджета.
- Мы видим, насколько агрессивно иногда настроены некоторые иностранные неправительственные организации в части охраны природы Арктики, - сообщил Дмитрий Кобылкин. - Многие считают, что в этих широтах людям вообще ничего нельзя делать. Поэтому для нас эта экспедиция очень важна. Мы считаем, что масштабы экономического освоения Арктики должны быть соразмерны масштабам ее научного изучения.
Экспедиция «Ямал - Арктика-2012» выполнялась по заказу правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках Соглашения о сотрудничестве с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Базовое научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» вышло в поход в арктические акватории 1 августа. На борту судна работали 58 ученых на первом этапе и 25 ученых на втором этапе из многих научных, учебных, исследовательских организаций.
На полевом этапе судно работало вокруг полуострова Ямал с заходом в Байдарацкую, Гыданскую и Обскую губы, в Енисейский залив. По ходу маршрута производилась высадка групп исследователей с использованием вездеходов, маломерных судов, использовались беспилотные летательные аппараты. Проводился сбор проб в природных средах прибрежной акватории, анализов и прочих данных о состоянии почв, воды, воздуха, флоры и фауны, популяций млекопитающих и птиц.
Состоялись высадки исследовательских групп в районах поселка Харасавэй, острова Белый, поселка Гыда, поселка Сабетта и других местностях. Они провели научно-исследовательские работы в области экологии, гидрологии, биологии, палеоклиматических изменений. В отдаленных труднодоступных населенных пунктах велись глубокие медико-биологические исследования коренного населения. Проведен сбор данных широкого спектра - об особенностях влияния Арктики на организм, специфике питания, образе жизни, физиологических и антропологических особенностях и о многих прочих параметрах жизни коренных народов.
На втором - морском этапе выполнялись работы по целому ряду океанографических, гидрологических, химических и метеорологических исследований, цель которых - выявить уровень техногенного и антропогенного влияния на природу Арктики.
Уникальность экспедиции «Ямал - Арктика-2012» заключалась в том, что аналогичных проектов по масштабу, географии, целям и задачам, широте научной работы в России не осуществлялось более четверти века.
Теперь предстоят лабораторные исследования, анализ полученных данных. Итоги будут готовы в декабре, когда в Салехарде состоится научная конференция. Результаты экспедиции, ее выводы и рекомендации помогут правительству Ямало-Ненецкого автономного округа в определении мероприятий по охране окружающей среды, в решении ряда социальных и экономических задач.
Есть ли какие-то предварительные данные, которые могут усилить обеспокоенность общественности?
- Во всяком случае такие предположения, как загрязнение акваторий, плохое качество воды и массовое снижение популяций животных из-за мощной экспансии нефтегазового комплекса на север не подтвердились, - сообщил Дмитрий Кобылкин. - Есть вообще такая теория, что лед несет функцию самоочищения, то есть зона Арктики с годами способна очищать себя сама. Хотелось бы в этом удостовериться...
Кстати, ещё одно ямальское ноу-хау арктического значения - это очищение Арктики от брошенного там мусора и металлолома. «Генеральная уборка» началась с острова Белый летом 2012 года. Отряду волонтеров удалось собрать и загрузить на баржу около одной тысячи топливных бочек и более семи тонн различного металлолома.
- Я благодарен ребятам, они умницы, в основном вся работа была сделана ими вручную, потому что технику применять было нельзя. Каждый парень сказал, что обязательно привезет на следующий год с собой друга, для них это стало важным делом. Зимой там будет работать техника, потому что в это время года нагрузка на почву минимальна, - отметил Дмит­рий Кобылкин. - Я доложил об этой акции Президенту Владимиру Путину, двадцать второго октября планируется его приезд в Салехард, и я более подробно расскажу ему об экспедиции.
В октябре Ямал готовится принять участников III Международного Арктического форума «Арктика - территория диалога». Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Русское географическое общество, председателем попечительского совета которого является Владимир Путин, приглашает ученых, экспертов, общественных и политических деятелей, представителей стран Арктического совета и стран-наблюдателей присоединиться к дискуссии о современном состоянии и будущем уникального природного региона - Арктики. Ожидается, что форум посетят от 600 до 1000 участников. Главной темой форума станет экологическая безопасность освоения и использования Арктики: ликвидация накопленного экологического ущерба в регионе, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, современные вызовы освоения арктического шельфа и многое другое. Ямал готов поделиться своими наработками и экологическими моделями восстановления и сохранения уникальных биоресурсов Арктики.
- Мы хотим показать международной общественности, что выходим в северные широты с новейшими технологиями и каждый наш шаг в Арктике инновационен, - отметил Дмитрий Кобылкин.
Вячеслав ДЕВЯТКОВ, umen.mk.ru.

Поделиться: