09:2105.10.12

На смену субсидиям регионам и производителям в условиях ВТО могут прийти программы - повышения внутреннего спроса, соцталонов и поддержки малоимущих

На смену субсидиям регионам и производителям в условиях ВТО могут прийти программы - повышения внутреннего спроса, соцталонов и поддержки малоимущих

Об этом говорила вчера на заседании круглого стола Нина Сторожева (фото 2), консультант комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку. Она представила видение региональных чиновников на основные последствия вступления Мурманской области в ВТО. Напомним, как ИА «Nord-news» уже сообщало, 4 октября на заседании круглого стола по условиям вступления России, и Мурманской области в частности, в ВТО, прошедшем в Мурманске, выступил Андрей Даниленко, председатель Общественного совета при Минсельхозе России, председатель правления отраслевого объединения «Союзмолоко».
«Снижение пошлин в рамках ВТО уже произошло, - сказала Нина Александровна. - 23 августа этого года введены в действие новые ставки некоторых таможенных пошлин. По оценкам, средняя ставка пошлины уменьшилась с 9,6 до 7,5-8%. Изменения коснулись прежде всего продовольственных товаров мясной и молочной группы, что очень актуально для нашего региона. Когда Минсельхоз России делал оценки рисков на федеральном уровне, в расчет брался объем импорта. Если в среднем по стране импорт составляет треть от всего потребляемого продовольствия, то риски оценены порядка 35-40% , или 350-400 млрд рублей в год. Мурманская область обеспечивается местной молокопродукцией на 14%, мясной продукцией - на 17%, остальная мясомолочная продукция завозится извне. Импортная молочная продукция у нас составляет 2,4% от объема потребления северян, импортная мясная продукция - 1,2%. Если связывать риски с этой ситуацией, то, наверное, наш регион ожидают меньшие потери бюджета, чем в целом по России. Однако не исключено, что отмена ввозных пошлин изменит эту ситуацию, и доля импортного продовольствия в регионе вырастет.
С целью защиты рынка местных сельхозтоваропроизводителей от негативного влияния снижения ввозных таможенных пошлин комитет по агропромышленному комплексу осуществляет постоянный мониторинг ситуации на продовольственном рынке.
Наверное, плюсом при вступлении региона в ВТО можно считать наличие в нашем агросекторе такой позиции, как северное оленеводство. В последнее время оно у нас развивается, но продукция переработки - оленина - могла бы быть реализована за рубеж по более высокой цене. Федеральная поддержка по программе развития северного оленеводства будет теперь оказываться только при наличии роста объемов производства оленины. Предприятиям этого направления нужно прикладывать больше усилий по продвижению своей продукции за рубеж. Географическая близость области к скандинавским странам, казалось бы, может рассматриваться здесь преимуществом, поскольку оленина является для них традиционным продуктом питания.
Однако здесь есть одно «но». Если уровень господдержки российским сельхозтоваропроизводителям в стоимости реализованной продукции в целом по стране составляет 11%, то в ЕС она - 23%, Японии - 47%, а в Норвегии она составляет 61%. Для сравнения: в Мурманской области этот показатель составляет 15%, что делает местную сельхозпродукцию неконкурентоспособной.
Серьезной проблемой при попытках повышения конкурентоспособности местных производителей остается диспаритет цен на промышленные и продовольственные товары и низкий уровень покупательской способности населения, изношенность оборудования и устаревшие технологии производства.
Стоит отметить, что в рамках нацпроекта «Сельское хозяйство» местные производители осуществили несколько инвестпроектов, что позволило улучшить качество продукции, а, следовательно, и взять за нее хорошую цену. Вместе с тем, реализация инвестпроектов за счет привлеченных кредитов привела к высокой закредитованности предприятий. Это большой минус, потому что в рамках господдержки регион софинансирует предприятиям ставку Центробанка, а в Норвегии, как я знаю, 50% всех затрат на производство государство возмещает собственнику, занимающемуся модернизацией, сразу. Закредитованность предприятий требует от них все больше средств на обслуживание кредитов.
Безусловно, снижение таможенных пошлин активизирует поставки продовольствия в Мурманскую область из скандинавских стран. По мнению комитета, минимизировать негативные последствия вступления России в ВТО возможно реализации в переходный период сложившейся в нашем регионе продовольственной политики. В Мурманской области работает система региональной поддержки местных сельхозпроизводителей - это наша заслуга. Сегодня определены меры поддержки из областного бюджета на трехлетний период, действует 4 программы - это поддержка сельхозпредприятия, развитие агропромышленного комплекса, развитие мелиорации и северного оленеводства. С 2013 года из областного бюджета будет оказываться помощь малым формам хозяйствования - фермерствам. Будет выдаваться помощь начинающим на открытие хозяйства и его бытовое обустройство. С 2013 года также будет выдаваться финансовая помощь, направленная на повышение производства мяса крупного рогатого скота. Стимулируя откорм молодняка дополнительно собираемся получить в 2014-2015 годах 150-200 тонн мяса. Ставки субсидий на продукцию животноводства для повышения объемов мясной продукции ежегодно будут увеличиваться на 2,5% к уровню 2011 года.
Постановлением правительства РФ утверждена госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, которая рассчитана на период полноправного входа страны к полноправному членству в ВТО. Минсельхоз сейчас определяет целевые показатели программы, для достижения которых регионам будут выделяться субсидии. Соглашения с регионами, по опыту действия предыдущей программы, будут подписаны в начале будущего года, и тогда станут известны суммы региональной поддержки из федерального центра.
В рамках ВТО государством возможно использование механизма регионализации территорий, и мы ожидаем, что это понятие будет внесено в закон о развитии сельского хозяйства. Поддержка сельхозпроизводителям, работающим в условиях Крайнего Севера, будет выделена особо. И, тем не менее, главной в этих условиях мы считаем поддержку из областного бюджета. Если на переходный период федеральным центром предусмотрено постепенное сокращение суммы поддержки и переход ее из так называемой «желтой» корзины в «зеленую», то на уровне региона мы можем поддерживать те отрасли, которые наиболее пострадают от вхождения в ВТО. На федеральном и региональном уровне, не скрою, могут поменяться приоритеты, на смену субсидиям могут прийти новые программы - повышения внутреннего спроса, социальных талонов и поддержки малоимущих».

Поделиться: