12:1715.10.12

Российские города бедны и несвободны

Российские города бедны и несвободны

Фундаментальной проблемой муниципальных властей остается дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Такой вывод делает в своем обзоре общественных финансов российское подразделение рейтинговой компании «Standard & Poor`s» (S&P). Причины дисбаланса - крайне низкая налоговая автономия муниципалитетов, нефинансируемые расходные мандаты и необходимость содержать изношенную инфраструктуру.
Подготовленный S&P «Обзор системы общественных финансов: российские муниципальные образования» подводит итоги длящейся с 2003 года реформы местного самоуправления. Тогда, напомним, в РФ появились городские округа и муниципальные районы, а внутри последних - городские и сельские поселения. Тогда же были разграничены расходные полномочия между региональными и местными властями, установлены стабильные нормативы раздела налоговых доходов и выстроена система трансфертов. Завершиться реформа должна была в 2006-2008 годах, однако на деле она не окончена до сих пор. В частности, в некоторых регионах все еще не утверждены границы муниципальных образований и не разграничено имущество, находящееся в собственности муниципалитетов разного уровня (из-за этого введение отдельных норм законодательства отложено уже на 2015 год). 
Отмеченные «S&P» минусы получившейся системы таковы. Прежде всего, это большой разрыв между доходными источниками и расходными потребностями муниципалитетов. Кроме того, уровень бюджетной прозрачности местных властей в целом ниже, чем у субъектов РФ и у федерального правительства. Также губернаторы весьма активно вмешиваются в дела муниципалитетов (яркий пример - рост числа невыборных «сити-менеджеров»). Наконец, разница в бюджетной обеспеченности муниципалитетов остается высокой даже после ее выравнивания трансфертами. Выявленные достижения реформы - более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, развитая нормативная база финансовой политики местных властей. Кроме того, «S&P» отмечает весьма невысокий объем муниципального долга, а также то, что данные бюджетной отчетности надежны, а установленные подходы к распределению финансовой помощи достаточно развиты. 
Одной из причин отмеченной фундаментальной проблемы местных властей - разрыва между источниками средств и расходами - является крайне низкая доходная автономия территорий. Как следует из данных Минфина, сбалансировать свои финансы в 2011 году (при доходах в размере 2,961 трлн руб. расходы составили 2,976 трлн) местные бюджеты смогли лишь за счет межбюджетных трансфертов размером вполовину их доходов. В S&P отмечают, что после проведенной в 2004-2005 годах централизации многих налогов, доля муниципалитетов в национальном бюджете России сократилась с более чем 30% в 2004-2008 годах до менее 18% в 2011-м. Одновременно сильно выросла их зависимость от межбюджетных трансфертов. С 2000 года их доля в доходах местных бюджетов увеличилась в два раза, при этом все более важную роль стали играть целевые трансферты. По расчетам S&P, сделанным на основе данных Федерального казначейства, в 2012 году налоги составляют 30% доходов местных бюджетов, неналоговые доходы - 9%, нецелевые трансферты - 19%, целевые - 42%. 
При этом на практике делегированные местным бюджетам «сверху» расходные обязательства часто компенсируются не полностью. К примеру, целевая финансовая помощь регионов (субвенции) не всегда учитывает расходы местных властей на администрирование переданных полномочий (на выплату зарплаты персоналу, проведение платежей, сбор соответствующей статистики и пр.). Некоторые капитальные объекты, строительство которых осуществлялось по инициативе и за счет региональных властей, часто передаются на баланс местных органов власти, увеличивая их эксплуатационные расходы. Наконец, вопреки целям реформы 2003 года, неформальное влияние губернаторов на расходы территорий в последнее время только растет, отмечает S&P. В ходе федеральной предвыборной кампании 2011-2012 годов регионы часто требовали от местных властей увеличения заработной платы работникам муниципальной бюджетной сферы, не выделяя им при этом денег под это, сообщает www.kommersant.ru

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

06:58В Мурманской области становится чуть прохладнее: до +19° и дождь

19:40Лучшие кинологи исправительных учреждений соревнуются в многоборье

18:35Билет на электричку в Мурманской области станет дороже

17:18Сотрудника североморской полиции осудили за превышение должностных полномочий

17:01На Северном флоте проходят учебу 300 специалистов по физподготовке

16:50Навальный сообщил об акции протеста в Мурманске против пенсионной реформы

16:31Межведомственная комиссия рассмотрела ситуацию на ряде предприятий тепло- и водоснабжения Мурманской области

16:22Патриарх Кирилл возглавил освящение закладного камня в основание храма на производстве «ФосАгро»

16:12В Мончегорске сгорели четыре гаража

15:54После получения маткапитала родители из Мурманска не оформили детей в квартире

15:29В мурманском бомбоубежище в руках подростка взорвался противогаз

14:5947-летнего мурманчанина задержали за нападение на девочек

14:41В Североморском ЧОПе прокуратура не нашла аптечек

14:05К октябрю в Мурманске появится новый спортивно-игровой комплекс

13:4720 июня в Мурманске откроется выставка «Предвечных роз простая красота»

13:22За «Кубок Белое море» будут соревноваться велосипедисты в Кандалакше

13:09Нежданные деньги от пенсионного фонда помогли мурманчанке расплатиться с долгами

12:50Впервые в Мурманске пройдет рыбный фестиваль «Дары моря»

12:34Апатитский школьник взял серебро на «Чудо-шашках»

12:01В Риж-Губе сгорели две дачи

11:51Из-за прорыва трубы в Мурманске бьет фонтан в несколько метров [видео]

11:23Мурманчане опубликовали видео тушения пожара у Охотного ряда

11:03Мурманскому пенсионеру отказали в присвоении звания «Ветеран труда»

10:51На Варзуге ограничат туристические сплавы из-за сокращения числа семги

Все новости