12:1715.10.12

Российские города бедны и несвободны

Российские города бедны и несвободны

Фундаментальной проблемой муниципальных властей остается дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Такой вывод делает в своем обзоре общественных финансов российское подразделение рейтинговой компании «Standard & Poor`s» (S&P). Причины дисбаланса - крайне низкая налоговая автономия муниципалитетов, нефинансируемые расходные мандаты и необходимость содержать изношенную инфраструктуру.
Подготовленный S&P «Обзор системы общественных финансов: российские муниципальные образования» подводит итоги длящейся с 2003 года реформы местного самоуправления. Тогда, напомним, в РФ появились городские округа и муниципальные районы, а внутри последних - городские и сельские поселения. Тогда же были разграничены расходные полномочия между региональными и местными властями, установлены стабильные нормативы раздела налоговых доходов и выстроена система трансфертов. Завершиться реформа должна была в 2006-2008 годах, однако на деле она не окончена до сих пор. В частности, в некоторых регионах все еще не утверждены границы муниципальных образований и не разграничено имущество, находящееся в собственности муниципалитетов разного уровня (из-за этого введение отдельных норм законодательства отложено уже на 2015 год). 
Отмеченные «S&P» минусы получившейся системы таковы. Прежде всего, это большой разрыв между доходными источниками и расходными потребностями муниципалитетов. Кроме того, уровень бюджетной прозрачности местных властей в целом ниже, чем у субъектов РФ и у федерального правительства. Также губернаторы весьма активно вмешиваются в дела муниципалитетов (яркий пример - рост числа невыборных «сити-менеджеров»). Наконец, разница в бюджетной обеспеченности муниципалитетов остается высокой даже после ее выравнивания трансфертами. Выявленные достижения реформы - более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, развитая нормативная база финансовой политики местных властей. Кроме того, «S&P» отмечает весьма невысокий объем муниципального долга, а также то, что данные бюджетной отчетности надежны, а установленные подходы к распределению финансовой помощи достаточно развиты. 
Одной из причин отмеченной фундаментальной проблемы местных властей - разрыва между источниками средств и расходами - является крайне низкая доходная автономия территорий. Как следует из данных Минфина, сбалансировать свои финансы в 2011 году (при доходах в размере 2,961 трлн руб. расходы составили 2,976 трлн) местные бюджеты смогли лишь за счет межбюджетных трансфертов размером вполовину их доходов. В S&P отмечают, что после проведенной в 2004-2005 годах централизации многих налогов, доля муниципалитетов в национальном бюджете России сократилась с более чем 30% в 2004-2008 годах до менее 18% в 2011-м. Одновременно сильно выросла их зависимость от межбюджетных трансфертов. С 2000 года их доля в доходах местных бюджетов увеличилась в два раза, при этом все более важную роль стали играть целевые трансферты. По расчетам S&P, сделанным на основе данных Федерального казначейства, в 2012 году налоги составляют 30% доходов местных бюджетов, неналоговые доходы - 9%, нецелевые трансферты - 19%, целевые - 42%. 
При этом на практике делегированные местным бюджетам «сверху» расходные обязательства часто компенсируются не полностью. К примеру, целевая финансовая помощь регионов (субвенции) не всегда учитывает расходы местных властей на администрирование переданных полномочий (на выплату зарплаты персоналу, проведение платежей, сбор соответствующей статистики и пр.). Некоторые капитальные объекты, строительство которых осуществлялось по инициативе и за счет региональных властей, часто передаются на баланс местных органов власти, увеличивая их эксплуатационные расходы. Наконец, вопреки целям реформы 2003 года, неформальное влияние губернаторов на расходы территорий в последнее время только растет, отмечает S&P. В ходе федеральной предвыборной кампании 2011-2012 годов регионы часто требовали от местных властей увеличения заработной платы работникам муниципальной бюджетной сферы, не выделяя им при этом денег под это, сообщает www.kommersant.ru

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:16В Мурманске 1 мая перекроют центральные улицы

11:10В Заполярье самый проблемный участок дороги – на Териберку

11:00В Мурманске с крыши глыба льда упала на BMW

10:42Северный флот приглашает мурманчан на службу

10:35«КолАтомЭнергоСбыт» примкнет к Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»

10:28Дорога на Териберку закрыта уже сутки

10:16В Североморске жилой дом эвакуировали из-за пакета с мылом

10:01В штабе Северного флота отработают оборону объекта

09:45Из-за высокой лавиноопасности перекрыта дорога Кировск-Кукисвумчорр

09:31В Кандалакше от асфиксии скончался 5-летний ребёнок

09:23В Мурманске на дороге сгорела «девятка»

09:12Корабль «Североморск» вошёл в Средиземное море через Гибралтарский пролив

08:58На двух улицах Мурманска отключат газ, на трёх – электричество

08:28В Мурманске для школьников проведут урок доброты

07:39На Кольском полуострове синоптики обещают до 5 градусов тепла

19:45Энергетики опаснее обычного кофе – заключили ученые

19:42В радиоэфир выйдет озвученный служащими Северного флота роман

19:02Примерным водителям могут ввести скидку на ОСАГО

18:21В пятницу в центре Мурманска ограничат движение и парковку транспорта

17:45В Мурманской области пропал подросток с татуировкой в виде перстня

17:21Курсы евро и доллара на пятницу выросли на 66 копеек

17:08Навальный превратился в «зеленого человечка»

17:04Жительница Мурманска подстроила ограбление филиппинских моряков

16:49Каждый десятый учитель математики плохо знает свой предмет

Все новости