12:1715.10.12

Российские города бедны и несвободны

Российские города бедны и несвободны

Фундаментальной проблемой муниципальных властей остается дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Такой вывод делает в своем обзоре общественных финансов российское подразделение рейтинговой компании «Standard & Poor`s» (S&P). Причины дисбаланса - крайне низкая налоговая автономия муниципалитетов, нефинансируемые расходные мандаты и необходимость содержать изношенную инфраструктуру.
Подготовленный S&P «Обзор системы общественных финансов: российские муниципальные образования» подводит итоги длящейся с 2003 года реформы местного самоуправления. Тогда, напомним, в РФ появились городские округа и муниципальные районы, а внутри последних - городские и сельские поселения. Тогда же были разграничены расходные полномочия между региональными и местными властями, установлены стабильные нормативы раздела налоговых доходов и выстроена система трансфертов. Завершиться реформа должна была в 2006-2008 годах, однако на деле она не окончена до сих пор. В частности, в некоторых регионах все еще не утверждены границы муниципальных образований и не разграничено имущество, находящееся в собственности муниципалитетов разного уровня (из-за этого введение отдельных норм законодательства отложено уже на 2015 год). 
Отмеченные «S&P» минусы получившейся системы таковы. Прежде всего, это большой разрыв между доходными источниками и расходными потребностями муниципалитетов. Кроме того, уровень бюджетной прозрачности местных властей в целом ниже, чем у субъектов РФ и у федерального правительства. Также губернаторы весьма активно вмешиваются в дела муниципалитетов (яркий пример - рост числа невыборных «сити-менеджеров»). Наконец, разница в бюджетной обеспеченности муниципалитетов остается высокой даже после ее выравнивания трансфертами. Выявленные достижения реформы - более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, развитая нормативная база финансовой политики местных властей. Кроме того, «S&P» отмечает весьма невысокий объем муниципального долга, а также то, что данные бюджетной отчетности надежны, а установленные подходы к распределению финансовой помощи достаточно развиты. 
Одной из причин отмеченной фундаментальной проблемы местных властей - разрыва между источниками средств и расходами - является крайне низкая доходная автономия территорий. Как следует из данных Минфина, сбалансировать свои финансы в 2011 году (при доходах в размере 2,961 трлн руб. расходы составили 2,976 трлн) местные бюджеты смогли лишь за счет межбюджетных трансфертов размером вполовину их доходов. В S&P отмечают, что после проведенной в 2004-2005 годах централизации многих налогов, доля муниципалитетов в национальном бюджете России сократилась с более чем 30% в 2004-2008 годах до менее 18% в 2011-м. Одновременно сильно выросла их зависимость от межбюджетных трансфертов. С 2000 года их доля в доходах местных бюджетов увеличилась в два раза, при этом все более важную роль стали играть целевые трансферты. По расчетам S&P, сделанным на основе данных Федерального казначейства, в 2012 году налоги составляют 30% доходов местных бюджетов, неналоговые доходы - 9%, нецелевые трансферты - 19%, целевые - 42%. 
При этом на практике делегированные местным бюджетам «сверху» расходные обязательства часто компенсируются не полностью. К примеру, целевая финансовая помощь регионов (субвенции) не всегда учитывает расходы местных властей на администрирование переданных полномочий (на выплату зарплаты персоналу, проведение платежей, сбор соответствующей статистики и пр.). Некоторые капитальные объекты, строительство которых осуществлялось по инициативе и за счет региональных властей, часто передаются на баланс местных органов власти, увеличивая их эксплуатационные расходы. Наконец, вопреки целям реформы 2003 года, неформальное влияние губернаторов на расходы территорий в последнее время только растет, отмечает S&P. В ходе федеральной предвыборной кампании 2011-2012 годов регионы часто требовали от местных властей увеличения заработной платы работникам муниципальной бюджетной сферы, не выделяя им при этом денег под это, сообщает www.kommersant.ru

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:21В центре Мурманска 23 февраля ограничат движение

19:33В Мурманске открыли доску в честь Героя Советского Союза Николая Кононова

18:14В Кировске из сгоревшей квартиры госпитализировали мужчину

17:07Синоптики прогнозируют в Заполярье усиление морозов до -30°

16:33Среди пострадавших в ДТП под Апатитами были дети

16:27Встречу с Ксенией Собчак перенесли в мурманскую «Кировку»

16:01Житель Мурманска в гостях обокрал знакомую

15:45Жителей и гостей Мурманска приглашают на ярмарку «Весенний каприз»

15:26В крупном ДТП под Апатитами пострадали 14 человек

15:08День защитника Отечества отметят в центре Мурманска и на Семеновском озере

15:02На помощь пострадавшим в ДТП с маршруткой под Апатитами выезжали спасатели [видео]

14:29Nord-News - в «десятке» самых цитируемых СМИ Мурманской области за 2017 год

14:22СКР выясняет обстоятельства избиения 4-летнего мальчика жителем Мончегорска

14:1914 апреля «Тотальный диктант» в Мурманске пройдет в пятый раз

13:56При столкновении двух иномарок в Мурманске пострадала 28-летняя автоледи

13:36Фристайлист из Мончегорска посвятил бронзу на Олимпиаде в Пхенчхане матери

13:34Молодой мурманчанин избил табуреткой свою 83-летнюю бабушку

13:06В Мурманской области нет фальшивых купюр 200 и 2000 рублей

13:05Стало известно время и место встречи мурманчан с Ксенией Собчак

12:32Житель Апатитов получил 9 лет «строгача» за продажу амфетамина

12:30В Мурманске 9-летний мальчик попал под колёса Mitsubishi

12:18Специалисты «Колэнерго» провели урок по электробезопасности для дошкольников в Апатитах

12:15Перелетевший через капот иномарки подросток в Мурманске был госпитализирован

12:01В Мурманске напишут открытый диктант по немецкому языку

Все новости