14:5718.10.12

Зарегулированность в России характерна в связке не только «власть - бизнес», но и «власть - власть»

Зарегулированность в России характерна в связке не только «власть - бизнес», но и «власть - власть»

Будущее экономики субъектов РФ связано с возникновением на их территории инновационных центров, способных конкурировать на мировом уровне. Успех зависит от организации благоприятного делового климата и грамотного расходования средств, сообщает expert.ru.

Решений, гарантирующих той или иной территории «мировое чемпионство», успех в глобальной конкуренции, сегодня нет. Однако существует апробированный в различных странах набор инструментов, позволяющий достичь максимально быстрого инновационного роста. О том, применимы ли эти инструменты в российских реалиях и какие действия необходимо совершить для прорыва, рассуждали участники конференции «Как вписаться в новую технологическую волну: модель успешного региона», прошедшей в рамках выставки и форума «Иннопром-2012».

Главный инициатор улучшения делового климата в России - Владимир Путин. В качестве основного ориентира экономического блока правительства он призвал использовать глобальный рейтинг Doing Business (составляется Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком). В феврале Путин заявил, что Россия должна со 120-го места подняться до 20-го (по итогам 2011 года там располагается Япония). К июню по его поручению Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало «дорожные карты» по трем самым проблемным направлениям (всего индикаторов в рейтинге десять): доступ к электросетям (в рейтинге Россия заняла последнее 183-е место), регулирование строительства (178-е) и таможенные процедуры (160-е). Но это позволит дорасти лишь до 41-го места, рассчитали в АСИ. По пути в двадцатку нужны преобразования еще четырех направлений: регистрация недвижимости и новых компаний, защита инвесторов, уплата налогов.

Однако Doing Business - не показатель: страны в нем оцениваются по условиям ведения бизнеса в самом большом городе (о России судят исключительно по Москве). Это осознают и в высших эшелонах власти, поэтому в 2010 году заказали международным структурам исследование «Ведение бизнеса в России» (первый подобный рейтинг Всемирный банк провел по своей инициативе и обнародовал результаты в 2009-м). Рейтинг охватил 30 городов, которые ранжировались по четырем параметрам: простота регистрации бизнеса и собственности на здание, получение разрешений на строительство, присоединение к энергосетям (в первой волне этот индикатор не рассматривался).

Северо-Запад РФ показал себя не с лучшей стороны - города округа в первой десятке не присутствуют. Санкт-Петербург занял 22-е место, причем его опередили Петрозаводск (11-е), Выборг (14-е) и Калининград (19-е место). Мурманск получил 26-е место. Москва в рейтинге оказалась на последней 30-й строке. Победителем эксперты признали Ульяновск. Он не стал лидером ни по одному из критериев, однако все барьеры для ведения бизнеса здесь минимизированы, в итоге вести бизнес в городе проще, чем в 65-80% исследованных муниципалитетов.

«Мы пришли к нескольким основным выводам, - говорит директор института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики, руководитель российской команды проекта «Ведение бизнеса в России - 2012» Андрей Яковлев. - Во-первых, ни один из городов не превосходит другие по всем показателям. Во-вторых, в нашей стране одна из самых низких в мире средняя стоимость открытия бизнеса. В-третьих, во всех российских городах регистрация собственности - недорогой и простой процесс. И наоборот, получение разрешений на строительство и подключение к системе электроснабжения характеризуются многочисленными процедурами, которые занимают много времени и требуют высоких расходов».

Рейтинг обнажил, пожалуй, одну из главных проблем в процессе формирования благоприятного делового климата в регионах - неэффективность системы государственного регулирования, неприспособленность госаппарата к новым условиям. «Основная причина низкой инвестиционной привлекательности России, на наш взгляд, - крайняя зарегулированность бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов и вытекающее из этого огромное количество процедур», - объясняет член консультативного совета по иностранным инвестициям в России Татьяна Иванова.

«Скажем, в рамках получения разрешения на строительство их 53, занимают они до 580 дней. Для сравнения: показатели Мексики - 11 и 105 соответственно. Каждое предприятие обязано обеспечить строительную, промышленную, экологическую, радиационную, пожарную безопасность, заниматься охраной труда и промсанитарией. Ростехнадзор покрывает шесть из семи этих сфер, одновременно они входят в сферу влияния Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Госпожнадзора, Главгосэкспертизы и вдобавок региональных регуляторов», - перечисляет она.

Все согласования ложатся на плечи инвесторов. Характерный пример - регулирование опасных производственных объектов. В России их зарегистрировано 298 тыс., 96% из которых относятся к третьему и четвертому классам, степень их аварийности - менее 1% (по сути, они не опасны). Но надзор за ними ничем не отличается от объектов первого и второго классов. По мнению Ивановой, это приводит к полному отсутствию инвестиций в перерабатывающую промышленность со стороны малого и среднего бизнеса.

Зарегулированность характерна в связке не только «власть - бизнес», но и «власть - власть». По словам заместителя директора направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города» Андрея Туманова, первая реакция многих губернаторов на рейтинг такова: да, я понимаю, что по некоторым параметрам стою низко, но что я могу сделать, если за регулирование этой сферы отвечают территориальные органы федеральных ведомств?

«Очевидно, что развитие делового климата в регионах зависит от степени реальной децентрализации полномочий, - продолжает Туманов. - В 2009 году вышел указ президента, в котором описаны 300 показателей оценки эффективности работы губернаторов. В этой страшной системе координат из 300 осей всегда можно найти, за что наказать. Но она не создала у чиновника никакой мотивации к хорошей работе. Ему главное - формально соблюсти все параметры. Нужно переходить к 10-15, максимум 20 показателям, к созданию системы стимулов, толкающих федеральные, региональные и муниципальные власти к снижению барьеров, модернизации системы регулирования бизнеса, изменению среды. Кто хорошо работает, тот должен продвигаться по служебной лестнице, кто плохо - быть уволен. То есть на смену зарегулированности должна прийти стандартизация. Именно так поступали все 30 лет в Китае».

Но бизнесмены все же замечают: настройки процедур и ликвидации бюрократии недостаточно для установления в регионе комфортного делового климата. Директор департаментов «Системы рельсового транспорта» и «Мобильность и логистика» компании Siemens Дмитрий Маценов указывает еще на три принципиальных аспекта. Первый - развитие производственного и научного потенциала. В регионе должна быть накоплена критическая масса людей, способных воспринимать высокие технологии, ноу-хау, мыслить по-новому. Второй - развитие транспортной инфраструктуры, пропускной способности железных и автомобильных дорог, аэропортов. Третий момент - наличие примеров локализации производства, что создает стимулы для прихода в регион новых компаний и инвесторов.

 

Поделиться: