09:4422.10.12

Более консервативный госбюджет РФ на 3 года не гарантирует ни макроэкономической стабильности в случае глобальных потрясений, ни более интенсивного развития

Более консервативный госбюджет РФ на 3 года не гарантирует ни макроэкономической стабильности в случае глобальных потрясений, ни более интенсивного развития

Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на 2013-2015 гг. Его поддержали депутаты из «Единой России» и ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ голосовали против, сообщает www.vedomosti.ru.
Бюджет стал более консервативным: в соответствии с новым бюджетным правилом он сверстан на основе цены нефти в $91 за баррель в 2013 г., прогноз Минэкономразвития выше - $97. Благодаря такому прогнозу расходов и доходов будет проще преодолеть «возможные турбулентности» в мировой экономике, отметил министр финансов Антон Силуанов.
 Бюджетное правило ограничивает использование нефтегазовых доходов, а это поможет сократить нефтегазовый дефицит бюджета с нынешних 10,7% ВВП до 8,4% ВВП в 2015 г. Но зависимость от нефти сохраняется, признал Силуанов: в 2013 г. бюджет балансируется при $105 за баррель, а до кризиса - при $25-30. «Если мы не будем увеличивать резервные фонды, если мы будем сохранять высокий уровень ненефтегазового дефицита, если будем раздувать расходы, кто к нам будет вкладываться?» - заметил он, выступая в Госдуме.
Минфин хочет установить нормативный объем резервного фонда на уровне 7% ВВП, такой законопроект уже внесен в Госдуму, рассказал Силуанов (примерно столько сейчас суммарно в резервном фонде и фонде национального благосостояния). По оценкам Минфина, резервный фонд должен достичь 7% ВВП к 2017 г.
Подушка безопасности российского бюджета скромнее, чем в большинстве стран - экспортеров нефти: резервы Норвегии достигают 130% ВВП, ОАЭ - 162% ВВП, Саудовской Аравии - 80% ВВП, привел пример Силуанов. Несмотря на небольшой дефицит, России нужна слишком высокая цена нефти для балансировки бюджета, а накопления невелики, так что, если нефть подешевеет до $85 за баррель, потребуется серьезная фискальная консолидация, предупреждает «Capital Economics».
Сейчас жесткая бюджетная политика повредит экономическому росту, предупреждал ранее министр экономического развития Андрей Белоусов: бюджетное правило и сокращение расходов с нынешних 25% ВВП до 19% ВВП к 2015 г. обойдется России в 1 п.п. роста ежегодно (прогноз Минэкономразвития на 2013 г. - 3,5%).
Номинальный рост расходов государства впервые достаточно умеренный, и это важный плюс федерального бюджета, не согласен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: при отсутствии внешних неблагоприятных факторов (например, засухи) это должно помочь снизить инфляцию. Сейчас прогнозные темпы инфляции (5-6%) в полтора раза выше темпов роста экономики, напоминает он. «А лучше бы наоборот», - продолжает Гавриленков: если налоговая база растет только за счет повышения цен, а не реального роста, макроэкономическая ситуация становится менее устойчивой.
Сейчас нельзя оценить, насколько бюджет в целом устойчив к новому кризису, ведь никто не знает, каким именно будет кризис, замечает Гавриленков. А у бюджетного правила есть побочные эффекты, считает он: государство может начать активнее наращивать внутренние займы, что вынудит компании занимать за рубежом. «Это правительственный эгоизм, который делает весь небюджетный сектор уязвимым», - резюмирует Гавриленков.
Это скорее не кризисный бюджет, а бюджет сдерживания, говорит Наталия Орлова из «Альфа-Банка». Более активную бюджетную политику имеет смысл вести лишь при условии структурных преобразований, указывает она: «Например, если бы мы работали над повышением конкуренции и снижением налоговой нагрузки». Но, учитывая ситуацию в мировой экономике, к кардинальным реформам правительство не готово, продолжает Орлова: так что и бюджет развиваться не позволяет.
Заседание Мурманской областной думы, где будет рассматриваться законопроект о бюджете, намечено на 25 октября. Безусловно, стоит ожидать, что генеральная линия бюджетного документа будет соответствовать федеральной политике.

Поделиться: