07:5030.10.12

Минрегион хочет создать территориальные госпрограммы для всех федеральных округов

Минрегион хочет создать территориальные госпрограммы для всех федеральных округов

Минрегион считает необходимым «переключить» планирование госпрограмм с отраслевого прин¬ципа на территориальный. В идеале отдельные госпрограммы должны быть созданы для каждого федерального округа, как это сделано для Северного Кавказа и Дальнего Востока. С такой идеей министерство Игоря Слюняева может выйти ближе к 2014 году, когда бюджет полностью перейдет на программный метод. Пока свежеиспеченная идея не находит отклика у других министерств. В частности, сам Минрегион в качестве «заядлого противника» видит Минэкономразвития, в котором считают, что двух территориальных госпрограмм пока более чем достаточно.
В Минрегионе уверены, что ныне действующая система госпланирования требует кардинального пересмотра. Так, на данный момент субъекты разрабатывают стратегии регионального развития (разработаны в 70 регионах из 83). «Стратегии округов - хорошая площадка для согласования интересов. Но на практике выходит все не так, как хотелось бы. Во многом проблема заключается в том, что многие федеральные ведомства придерживаются исключительно отраслевого принципа планирования, не признавая территориальный, или воспринимают его под нажимом. Мы же убеждены, что планирование должно быть территориальным, а реализация - отраслевой», - заявлял ранее замминистра регионального развития Валерий Гаевский.
Пока механизм территориального планирования реализуется фактически через две госпрограммы - по развитию Северо-Кавказского федерального округа и Дальнего Востока с Забайкальем. По мнению Гаевского, принятие отдельных программ для каждого федерального округа было бы более эффективным ходом. Впрочем, сама идея пока лишь на стадии обсуждения. Главное препятствие для ее осуществления - нехватка «золотых запасов».
Еще один барьер на пути к госпланированию по территориальному признаку - нежелание ряда ведомств пересматривать устоявшуюся систему, рассказал источник в Минрегионе. «В идеале, конечно, было бы хорошо, чтобы каждая стратегия федерального округа становилась госпрограммой. Но пока это мечта, нет соответствующего опыта по реализации. Надо посмотреть, как будут выполнены стратегии. Ничто не мешает их поменять на госпрограммы, но многое приходится доказывать Минэкономразвития. Оно срубает эти гос¬программы, аргументируя тем, что должна быть мотивация», - объяснил он.
В Минэкономразвития, действительно, к идее коллег по правительству относятся с настороженностью. В случае Северного Кавказа (СКФО) и Дальнего Востока (плюс Калининград, по нему есть отдельная федеральная программа) государство выработало отдельную стратегию, подчеркивают в ведомстве Андрея Белоусова. «Руководство государства посчитало, что эти регионы являются наиболее стратегически значимыми. Как по Северному Кавказу, так и по Дальнему Востоку есть решения о выделении определенного финансирования, создании специального инструментария», - пояснил директор департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития Андрей Соколов.
Под госпрограммы проще получить финансирование, критична в оценках директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Стратегии, к примеру, финансовых инструментов не требуют в отличие от госпрограмм. В целом оба типа программ работают плохо. Скорее это освоение средств. Плодить их больше необходимости нет», - продолжает г-жа Зубаревич. Так, проект госпрограммы по развитию СКФО предполагает общий объем финансирования из федерального бюджета в размере около 2,1 трлн руб. (до 2015 года), Дальнего Востока и Байкальского региона - около 2 трлн руб. (до 2020 года).

Поделиться: