17:1219.11.12

Российское правительство запросило за «Совкомфлот» слишком высокую цену?

Российское правительство запросило за «Совкомфлот» слишком высокую цену?

Официально назначенный правительством агент по приватизации «Совкомфлота» - «Deutsche Bank» - оценил 25% акций компании в 15-18 млрд рублей, хотя власти планировали продать пакет за 25-27 млрд рублей, сообщают http://izvestia.ru/news/539820. Это следует из письма банка, направленного в октябре в Минэкономразвития. «Deutsche Bank», в сентябре назначенный распоряжением правительства организатором продажи, также определил оптимальные сроки размещения - март-апрель 2013 года. В правительстве между тем не теряют надежды продать четверть «Совкомфлота» стратегическому инвестору.
В материалах банка сказано, что пакет в размере 25% минус 1 акция лучше размещать на Нью-Йоркской фондовой бирже. Deutsche Bank обоснует выбор биржи тем, что она является основной площадкой для бумаг компаний сектора морских грузоперевозок (там же соответствующие инвесторы) и даст максимальную в текущей ситуации оценку «Совкомфлота» по сравнению с конкурентами на других биржах.
Аналитики рекомендуют размещаться в марте-апреле 2013 года, на базе полной годовой отчетности за 2012 год. Это, по мнению банка, также максимизирует оценку компании. Сейчас есть отчетность за 9 месяцев 2012 года, но III квартал характеризуется снижением цен на рынке, а IV и I квартал - время работы судов ледового класса (на них специализируется компания), доход от работы которых даст лучшую квартальную отчетность. Кроме того, что в начале 2013-го «Совкомфлот» начнет использовать ряд новых судов, что также поднимет оценку компании, а если успеть разместиться весной, до конца года можно будет успеть разместить еще 25%, как предусмотрено планом приватизации. Источник в правительстве признал, что попасть в листинг на Нью-Йоркскую биржу до конца 2012 года (а такой вариант рассматривался летом) не получится - согласовать все формальности в Комиссии по ценным бумагам и биржам США уже маловероятно.
Еще одна «уловка» для инвесторов, по замыслу «Deutsche Bank», - половину размещаемых акция должны составить вновь выпущенные бумаги. По мнению банка, такая допэмиссия будет хорошо воспринята инвесторами и опять же повысит оценку акций.
Напомним, «Совкомфлот», на 100% принадлежащий государству, включен в программу приватизации от 2010 года, а об IPO компании чиновники заявляют с 2009 года. До 2016 года перевозчика планируется сделать полностью частным. В начале июня главой Минэкономразвития Андреем Белоусовым была озвучена правительственная оценка 25-процентного пакета «Совкомфлота» - 25-27 млрд рублей. На сегодняшний день флот компании, входящей в пятерку крупнейших танкерных операторов мира, состоит из 157 судов различных типов общим дедвейтом 12,08 млн тонн.
Но что касается главного - цены - то в «Deutsche Bank» оценивают весь «Совкомфлот» с учётом его долгов в 2-2,5 млрд долларов (без учета долгов - в 5-5,5 млрд долларов). В итоге от продажи пакета 25% минус 1 акция аналитики банка ожидают порядка 500-600 млн долларов. При этом чистая прибыль «Совкомфлота» за 2011 год по МСФО составила 53,7 млн долларов, выручка - 1,4 млрд долларов. Компании дали не самую скупую оценку - исходя из того, что крупнейшие конкуренты торгуются сейчас по цене, не превышающей полторы выручки. Например, текущая капитализация малазийской «MISC» - около 6,1 млрд долларов (выручка за 2010-2011 финансовый год - окончился 31 марта - 4 млрд долларов), канадская «Teekay Corp.» стоит 2,15 млрд долларов (выручка за 2011-й - 1,95 млрд долларов).
В «Deutsche Bank» указывают, что в последние годы «Совкомфлот» стабильно рос без привлечения дополнительного акционерного капитала - на заимствованиях, и сейчас возможности развиваться за счет заемных денег исчерпаны. Предполагается, что половина вырученных от продаж средств уйдет в бюджет, а вторую «Совкомфлот» потратит на свое развитие, в том числе на постройку новых судов на российских верфях.
Например, как сообщил «Известиям» источник в правительстве, в октябре 2012 года «Совкомфлот» заключил соглашение о строительстве на верфях «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) 4 судов ледового класса для обслуживания проекта «Сахалин-2». Ранее, в начале года, было подписано соглашение на строительство двух судов сейсмической разведки. Всего объем законтрактованных судостроительных инвестиций «Совкомфлота» оцениваются примерно в 1,6 млрд долларов.
- Правительство не ограничено временным фактором, основополагающим является качество сделки, - сказал «Известиям» представитель секретариата вице-премьера Игоря Шувалова. - По времени и условиям её совершения мы будем внимательно прислушиваться к нашим финансовым консультантам.
Аналитик «РаффайзенБанка» Константин Юминов сомневается в реальности размещения акций «Совкомфлота» в ближайшее время: «Безусловно, март-апрель - наиболее благоприятный период в этом сегменте, но состояние рынка сейчас весьма негативное и тенденции пока неблагоприятные, - рассуждает собеседник. - Если тенденции сохранятся - не исключено, что размещение акций будет отложено, возможно на год или больше. Но несомненно, власти будут готовы и, возможно, попытаются провести размещение».
Глава исследовательского агентства «Infranews», специализирующегося на транспортной отрасли, Алексей Безбородов уверен, что IPO «Совкомфлота» в ближайшее время не произойдёт. «Этого просто не будет. Не та ситуация на рынке», - отметил собеседник.
В отчете «Deutsche Bank» также предупреждает, что сейчас рынок морских перевозок нефти и нефтепродуктов далеко не на пике. За последние 5 лет стоимость акций компаний сектора упала более чем на 60%, а многие игроки находятся в процедуре банкротства или реструктуризации. Так, 15 ноября заявление о банкротстве подал крупнейший американский оператор нефтяных танкеров «Overseas Shipholding Group Inc.»

 

 

Поделиться: