11:0321.11.12

Две беды российских рыбодобытчиков

Две беды российских рыбодобытчиков

Есть у российских рыбаков две беды - старые суда и падение уловов. Не надо быть мудрецом, чтобы соединить их в одну общую для рыболовной отрасли проблему. Поскольку увеличить рыбодобычу невозможно без обновления рыболовецкого флота. А обновление флота, в свою очередь, невозможно без гарантий сохранения квот на вылов рыбы, который без этих самых квот становится не выловом, а обычным браконьерством.
«Почти 90% рыболовных судов в России - физически и морально устаревшие суда, построенные по проектам 70-80-х годов прошлого века, - говорится в докладе Института региональных проблем «Развитие рыбохозяйственных комплексов приморских регионов России: проблемы и перспективы». - Обновление флота в последние годы практически остановилось. Так, с 2008 по 2010 гг. прибавилось 68 судов, из которых новыми были только два. А списание на слом в этот же период составило 252 судна».
Эксперты делают неутешительный прогноз - нынешняя система хозяйствования приведёт к тому, что к 2020 году нас ждет сокращение рыбопромыслового флота более чем в 2 раза. Это в свою очередь приведет к падению объемов вылова водно-биологических ресурсов (ВБР) и как итог - неминуемое банкротство значительной части рыбохозяйственных предприятий, сокращение рабочих мест, резкое снижение производственного потенциала отрасли и дальнейшее подсаживание на продукцию импорта.
Что же мешает пополнению флота? Среди причин самая существенная - система распределения квоты на вылов рыбы. До 2003 года право на лов ВБР можно было получить только через покупку квот на аукционе. Но это породило проблему контроля за реальными объемами лова, рост браконьерства. К тому же компании предпочитали сдавать улов в иностранных портах - в итоге на отечественных прилавках доля отечественной рыбы снижалась, российские предприятия-переработчики разорялись, бюджеты всех уровней теряли налоговые поступления.
В 2003 году был введен принцип распределения индивидуальных квот уже на 5 лет. Однако и это не стало панацеей, что мы видим на примере старения флота, отсутствия обновления и модернизации. Так и не появился у рыбаков стимул вкладывать деньги в новые суда, - не было уверенности, что инвестиции смогут окупиться, а квоты удастся сохранить.
Следовательно, необходимо введение новой, более эффективной системы хозяйствования, - считают эксперты, опрошенные Институтом региональных проблем. - Предлагается использовать принцип распределения квот «под киль». Проще говоря, претендент на квоту должен располагать новым судном, а распределение квот - перенесено с торгов и из административных кабинетов - на стапеля отечественных судостроительных предприятий. Одним из условий получения квот в 2018 году предлагается сделать наличие судов российского производства.
Таким образом, внедряя принцип квота «под киль», рыбодобывающим компаниям даётся мощный стимул к обновлению флота, а судостроительные предприятия и смежные производства - получают новые долгосрочные заказы. Новая модель к тому же позволит ликвидировать так называемых «рыбных рантье» - компании, которые не занимаются промыслом, а перепродают квоты третьим лицам.
Эксперты считают, что, в конечном счете, введение принципа «квота под киль» позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. А современные суда позволят увеличить объемы лова - сегодня облавливаются не 100% выделяемых квот, снизится себестоимость продукции. Большую загрузку, а, соответственно, окупаемость, получат и рыбопереработчики. На российских прилавках дополнительно увеличится доля отечественной рыбной продукции.
Иван ОСИПОВ, эксперт Института региональных проблем.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:24На Северном флоте заступил на дежурство зенитный ракетный комплекс С-400

18:42Госавтоинспекция напоминает о перекрытии движения 7 мая возле «Долины Славы»

17:09В Алакуртти сгорел гараж на 100 «квадратов» и пострадали две пристройки

16:22За неделю в Мурманской области подорожала капуста и подешевели яйца

15:10В Мурманске 21 пожарный потушили жилую «деревяшку» на Зелёной улице

14:24Жителей Мурманска приглашают на концерт «Озорная весна»

14:17В мурманской девятиэтажке сгорел лифт

14:08Пограничники спасли двух дрейфующих в Баренцево море рыбаков

13:45Вышел сюжет о нерасчищенных дорогах в Североморске

13:21Мурманские волонтёры изготавливают для ветеранов броши из Георгиевских лент

12:33В Кировске выступят хоры ветеранов труда

11:49В майские праздники автоинспекторы Заполярья перейдут на усиленный режим

11:14В Мурманске пройдёт парад пожарно-спасательной техники

10:22В Театре кукол Мурманска проведут мастер-класс «Акварель по воску»

09:51Синоптики прогнозируют в Заполярье потепление

19:2829 апреля в центре Мурманска перекроют движение

19:15В майские праздники на границе и в аэропорту «Мурманск» будут работать приставы

18:20Ремонт в детской мурманской библиотеке закончат ко Дню города

17:44Житель Мурманска угрожал зарезать 64-летнюю мать

16:46В Мурманской области ожидается потепление до +8°

16:28Мурманск празднует «День призывника»

16:12Пограничники поймали мурманчан с 400 кг краба

16:04Москвичей перепугали воздушной тревогой в метро

16:00Украина похвасталась Крымом в рекламе Евровидения

Все новости