11:0321.11.12

Две беды российских рыбодобытчиков

Две беды российских рыбодобытчиков

Есть у российских рыбаков две беды - старые суда и падение уловов. Не надо быть мудрецом, чтобы соединить их в одну общую для рыболовной отрасли проблему. Поскольку увеличить рыбодобычу невозможно без обновления рыболовецкого флота. А обновление флота, в свою очередь, невозможно без гарантий сохранения квот на вылов рыбы, который без этих самых квот становится не выловом, а обычным браконьерством.
«Почти 90% рыболовных судов в России - физически и морально устаревшие суда, построенные по проектам 70-80-х годов прошлого века, - говорится в докладе Института региональных проблем «Развитие рыбохозяйственных комплексов приморских регионов России: проблемы и перспективы». - Обновление флота в последние годы практически остановилось. Так, с 2008 по 2010 гг. прибавилось 68 судов, из которых новыми были только два. А списание на слом в этот же период составило 252 судна».
Эксперты делают неутешительный прогноз - нынешняя система хозяйствования приведёт к тому, что к 2020 году нас ждет сокращение рыбопромыслового флота более чем в 2 раза. Это в свою очередь приведет к падению объемов вылова водно-биологических ресурсов (ВБР) и как итог - неминуемое банкротство значительной части рыбохозяйственных предприятий, сокращение рабочих мест, резкое снижение производственного потенциала отрасли и дальнейшее подсаживание на продукцию импорта.
Что же мешает пополнению флота? Среди причин самая существенная - система распределения квоты на вылов рыбы. До 2003 года право на лов ВБР можно было получить только через покупку квот на аукционе. Но это породило проблему контроля за реальными объемами лова, рост браконьерства. К тому же компании предпочитали сдавать улов в иностранных портах - в итоге на отечественных прилавках доля отечественной рыбы снижалась, российские предприятия-переработчики разорялись, бюджеты всех уровней теряли налоговые поступления.
В 2003 году был введен принцип распределения индивидуальных квот уже на 5 лет. Однако и это не стало панацеей, что мы видим на примере старения флота, отсутствия обновления и модернизации. Так и не появился у рыбаков стимул вкладывать деньги в новые суда, - не было уверенности, что инвестиции смогут окупиться, а квоты удастся сохранить.
Следовательно, необходимо введение новой, более эффективной системы хозяйствования, - считают эксперты, опрошенные Институтом региональных проблем. - Предлагается использовать принцип распределения квот «под киль». Проще говоря, претендент на квоту должен располагать новым судном, а распределение квот - перенесено с торгов и из административных кабинетов - на стапеля отечественных судостроительных предприятий. Одним из условий получения квот в 2018 году предлагается сделать наличие судов российского производства.
Таким образом, внедряя принцип квота «под киль», рыбодобывающим компаниям даётся мощный стимул к обновлению флота, а судостроительные предприятия и смежные производства - получают новые долгосрочные заказы. Новая модель к тому же позволит ликвидировать так называемых «рыбных рантье» - компании, которые не занимаются промыслом, а перепродают квоты третьим лицам.
Эксперты считают, что, в конечном счете, введение принципа «квота под киль» позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. А современные суда позволят увеличить объемы лова - сегодня облавливаются не 100% выделяемых квот, снизится себестоимость продукции. Большую загрузку, а, соответственно, окупаемость, получат и рыбопереработчики. На российских прилавках дополнительно увеличится доля отечественной рыбной продукции.
Иван ОСИПОВ, эксперт Института региональных проблем.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:15В Мурманске будут судить гражданина Таджикистана судить за экстремизм

20:12Курс евро упал почти на 3 копейки, доллара - вырос на 9

19:27В Мончегорске разыскивают пропавшего без вести 27-летнего северянина

18:18Пострадавшая при теракте в СПб мурманчанка: «Две недели в санатории пошли на пользу»

17:44Жительнице Колы грозит срок до 2 лет за кражу куртки и 30 тысяч

17:10На обучение в центр «Сириус» в Сочи отправятся три художницы из Североморска

16:46В аэропорту Мурманска помогли женщине, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации

16:28При столкновении двух иномарок в Мончегорске никто не пострадал

16:15В Мурманской области предупреждают о распространение энтеровируса среди детей

15:48В Мурманске пожарные потушили квартиру

15:41В Мурманской области опровергают сообщение о налоговых льготах для «Газпром геологоразведка»

15:31Водитель иномарки скончался на месте после ДТП с автокраном в Мурманске

15:15В автомобиле жителя Мурманска нашли 130 граммов амфетамина

15:01Корабль «Вице-адмирал Кулаков» продолжил поход в Средиземном море

14:44В Мурманске автокран столкнулся с легковушкой, водителя вырезают из машины

14:29Сити-менеджер Заозерска оказывает давление на депутатов?

14:12Домашнее насилие: Как северяне бьют родных и угрожают лишить жизни

13:54В Мурманске ежедневно на одного пристава - 1600 взысканий алиментов

13:38На одной из автозаправок Заполярья бензин АИ-95 подорожал на 16 копеек

13:22После гибели подростка на ж/д путях в Кандалакше возбуждено дело

13:07На «Арктик Трофи 2017» заявились семь команд из Норвегии

12:50Средний долг алиментщика в Мурманской области 182 тысячи

12:27«КолАтомЭнергоСбыт» предлагает оперативные сервисы для передачи показаний

12:11На дороге в Кировске перевернулся мотоциклист

Все новости