15:0127.11.12

Россиян хотят поднять на крыло с помощью скидок

Россиян хотят поднять на крыло с помощью скидок

До конца этой недели правительство должно принять программу развития региональных авиаперевозок, которая предполагает новую схему субсидирования региональных перевозок. В частности, отменяются лимиты по возрасту (ранее субсидии предназначались для пассажиров моложе 23 и старше 60 лет), к тому же меняется сама схема субсидирования. Об этом «Известиям» сообщили в Министерстве транспорта. Ведомство рассчитывает, что теперь эта федеральная схема заработает. Эксперты сомневаются в том, что найдется достаточно желающих летать даже по льготным ценам - большинство субсидируемых маршрутов широко востребованы не будут.
Всего на развитие региональных перевозок в 2013-2015 годах, согласно документу, из бюджета потратят 7,75 млрд рублей. В том числе 2,15 млрд - на лизинг региональных воздушных судов, 2,52 млрд отдадут федеральным казенным предприятиям (в этой форме существуют малые аэропорты) и 0,18 млрд на субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера.
Еще 2,9 млрд пойдёт на субсидирование региональных перевозок через авиакомпании. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минтранса, почти 3 млрд рублей пойдёт на программу, по которой государство намерено софинансировать все внутренние перелёты внутри четырёх федеральных округов: Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Северо-Западного. При этом сумма определялась с помощью экспертов в отрасли - точное количество маршрутов можно будет понять только после того, как будут заключены соглашения между авиакомпаниями и государством.
Замминистра транспорта Валерий Окулов в октябре заявил, что введённая в 2012 году аналогичная программа развития региональных перевозок фактически не сработала. Схема субсидирования отличалась - помощь госкомпаниям должны были софинансировать региональные власти. В итоге из выделенного на год 1 млрд рублей было востребовано только 18 тыс. рублей - властями Магаданской области. Программа провалилась из-за того, что региональные власти просто не прислали заявки в Минтранс.
Теперь соглашения о субсидировании будут заключаться авиакомпаниями и Минтрансом напрямую. Билеты на выбранных маршрутах станут дешевле на 34% - именно столько процентов от тарифа составит субсидия, деньги будут выделены авиакомпаниям постфактум за перевезённых пассажиров. Обязательное условие для маршрута, чтобы он мог получить субсидию, - отсутствие альтернативного пути по земле, в частности по железной дороге.
При этом основное отличие «дорожной карты» от популярной программы субсидирования авиаперевозок на Дальнем Востоке - пользоваться ей смогут круглый год пассажиры любого возраста. На Дальнем Востоке на определенных маршрутах скидка 50% предоставляется в летнее время людям младше 23 лет и старше 60 лет. Еще одна программа субсидирования стартует в следующем году в Приволжском округе. За счет нее в разной степени подешевеют около 50 маршрутов, из бюджета на эти цели пойдет 300 млн рублей.
По словам представителя одной из авиакомпаний, наиболее привычными для перевозчиков являются функционирующие сейчас региональные программы субсидирования. В качестве примера эксперт назвал власти Курска, которые софинансировали перелеты из Москвы, которые прервались на два года во время ремонта местного аэропорта. По такому же пути пошли власти Ханты-Мансийского автономного округа, Тамбова, Йошкар-Олы, отмечает собеседник «Известий», - они договаривались напрямую с авиакомпаниями и выделяли деньги на открытие нового маршрута или на то, чтобы билеты на перелеты в регион стали дешевле.
Как отмечает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, нет гарантии того, что предусмотренные в бюджете средства по новой программе будут истребованы в полном объеме.
- Дальневосточные направления, по которым, собственно, сначала появилась программа субсидирования, и без бюджетной поддержки демонстрировали устойчивый рост спроса, так что субсидии выступили катализатором уже существующего процесса. А вот по многим региональным направлениям такой же ценовой эластичности не будет: на таких линиях спрос ограничен не тем, что перевозки недоступны, а тем, что у населения нет нужды летать, - отмечает Пантелеев.
Аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов также считает, что люди не столько не могут, сколько не хотят летать, и новую программу субсидирования может сгубить низкий спрос. В то же время открывать новые маршруты под программу субсидирования может быть легче, чем в обычное время, хотя на это в любом случае потребуется минимум несколько месяцев. При этом если на Дальнем Востоке в какие-то населенные пункты можно добраться только самолетом, то в европейской части России зачастую проще доехать до пункта назначения или до ближайшего крупного аэропорта (в другой город) на машине или поездом.

Поделиться: