09:0704.12.12

Центр судостроения «Звёздочка» в Архангельской области возобновил строительство новейшей глубоководной мини-субмарины

Центр судостроения «Звёздочка» в Архангельской области возобновил строительство новейшей глубоководной мини-субмарины

Глубоководная атомная станция, получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», о которой ИА «Nord-News» уже сообщало, в скором времени обзаведётся младшей «сестрой». 
По информации «Известий», на заводе «Звёздочка» в Северодвинске возобновлено строительство ещё одной атомной глубоководной станции (АГС), название которой строго засекречено.
Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил «Известиям», что лодка станет уменьшенным вариантом батискафа «Лошарик» и будет, так же как и он, предназначена для специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике. В чём они будут заключаться, в Минобороны не говорят, но, судя по наличию у таких лодок манипуляторов, это может быть проведение донных работ, в том числе по исследованию дна и сбору различных предметов - обломков затопленных спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей. Кроме того, не исключено, что мини-субмарины использую для подводной разведки.
- «Лошарик» во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет, как минимум, не уступать по эффективности, - сказал собеседник.
В Минобороны отказались комментировать информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на то, что основные характеристики проекта засекречены. 
Предыдущие три глубоководных станции были построены на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Первая из них под номером АС-23 проекта 1851 «Нельма» вошла в строй в самом конце 1986 года. Последняя имеет номер АС-35, построена по модернизированному проекту 18511 и передана флоту в ноябре 1995 года. После этого в 2003 году был построен «Лошарик» (проект «Калитка»), а сейчас строят еще одну мини-лодку на базе корпуса недостроенной в советское время «Нельмы». 
- В 1990 годы в Санкт-Петербурге была заложена четвертая «Нельма», но достроить ее там не смогли, и перевели на судостроительный завод «Звездочка» в Северодвинске. Там она простояла более 10 лет в закрытой части завода, пока у военных не нашлись деньги на возобновление строительства, - пояснил на условиях анонимности  представитель ОПК. 
Военный эксперт, редактор сайта «MilitaryRussia» Дмитрий Корнев считает, что из всех приполярных государств Россия располагает наиболее дееспособной группировкой глубоководных атомных станций.
- Если отрывистые сведения о «Нельмах» верны, то это означает, что у нас есть готовые исследовательские аппараты и, самое важное, подготовленные гидронавты. Главное управления глубоководных исследований ВМФ России (ГУГИ) в этом случае тоже является самым профессиональным в мире. Руководство управления неоднократно заявляло о готовности содействовать гражданским научно-исследовательским миссиям, - сказал Корнев.
Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил, что лодка будет титановой.
- Легкий корпус представляет собой полисферическую конструкцию, то есть соединенные между собой «шарики»-сферы. С учетом конструктивной сложности строительство новой лодки такой конструкции займет минимум 5-7 лет. Если речь идет о том, чтобы наполнить обороудованием уже готовый корпус, то это всего 1,5-3 года, - добавил он.
Начинка станции, как, например, подводные манипуляторы, система освещения, энергопитания и т.д., скорее всего, будет аналогичной той, которой оснащен «Лошарик». Новый атомный реактор лодки делают на одном из закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.
Носителем нового «Лошарика» должна стать переделанная атомная подводная лодка «Подмосковье». Она с 1998 года проходит «глубокую модернизацию» в ЦС «Звёздочка». Известно, что лодке уже удалили отсек для межконтинентальных ракет «Синева» и сейчас создают вместо него док-станцию для мини-субмарины. По планам флота, все работы по «Подмосковью» должны завершиться до конца 2014 года.

 

 

Поделиться: